«Говорю только правду». Почему художник Владимир Ларев считает себя деспотом

Владимир Ларев приветствует гостей своей выставки. © / Из личного архива

«Он не похож ни на кого!»; «Его картины уникальны, неповторимы, они будоражат и заставляют трепетать и волноваться»; «Какое дерзкое, яркое, мощное творчество!» — это эмоциональные отзывы тех, кто уже успел увидеть экспозицию Ларева в Художественном музее города Чебоксары.

   
   

Прийти «для галочки» на выставку «Бездна и свет» не получится — художник буквально врывается в сердце, требует отклика, задевает за живое... И в этом интервью Владимир Ларев так же открыт и искренен, как в творчестве.

«Разум порождает чудовище»

Светлана Кузнецова, chv.aif.ru: — Ваши картины буквально кричат — столько там боли, гнева, страдания. Как же нелегко быть художником сегодня!

Владимир Ларев: — Быть художником — значит творить, выражать то, что наболело в твоей душе. Я пишу то, что трогает меня и отзывается в сердцах людей. Сегодня — это боль и страдания. И это не какой-то мною надуманный выбор. К сожалению, таково время, которое мы проживаем. На мой взгляд, писать сегодня пейзажи, натюрморты, цветы неприемлемо. Художник должен отражать время. Но это моё мнение, я его никому не навязываю. Кстати, именно время всех нас рассудит и даст оценку.

— Вы как будто ведёте жёсткий диалог со всем происходящим в сегодняшнем мире.

— В XVIII веке Франсиско Гойя написал картину «Сон разума рождает чудовищ». Я готов был назвать свою выставку «Разум порождает чудовище». Это моё отношение к происходящему сегодня во всём мире. Как же всё искажено, извращено... И как важно, что Запад не смог подчинить нас, задавить своими псевдоидеалами, отравить наше сознание. Картины о человеческих пороках и искушениях составляют серию «Чёрные линии».

Благодаря им — живём мы

— Одна из ключевых тем вашего творчества — Великая Отечественная война.

   
   

— Картины на военную тему — это священная память обо всех, кто пережил этот ад, героически выстоял, дал отпор врагу... Я помню друзей своего отца, я застал их ещё живыми — тех, кто воевал вместе с моим отцом. Из нашей деревни 299 человек ушли на фронт. 149 из них, к сожалению, домой не вернулись... Мне было шесть лет, когда папа умер. Отец Алексей Осипович и его брат Данила ушли воевать в первые дни войны. Вернулись в 45-м с ранениями... В 1979 году мы поставили обелиск погибшим солдатам нашей деревни. Мне очень хотелось запечатлеть образы моих земляков, отца и дяди, того шестнадцатилетнего мальчишки, что смотрел на меня с фотографии на обелиске. Увековечить, сделать произведениями искусства... Я стал рисовать эскизы на тему войны. Смотрел, изучал документальные хроники, фотографии. Для меня это очень важный этап творчества. И я ещё долго не смогу оставить эту тему... Серия картин о войне объединена общим названием «Красные линии».

Несломленные. Фото: Из личного архива

— Чему посвящён цикл «Белые линии»?

— Серия «Белые линии», или «Возвращение домой», над которой я сейчас работаю, — это картины, посвящённые блокаде Ленинграда. В работе мне помогает музыка Дмитрия Шостаковича. Хочу снова спуститься в бездну, чтобы показать состояние того времени, боль и страдания людей, в каких муках они выжили... А сегодня, благодаря им — живём мы!

— Вы много пишете о спецоперации...

— Да, к сожалению, сегодня война снова постучалась в наши двери. Цикл картин, посвящённый специальной военной операции, называется «Ангелы». Как художник и человек я не могу оставаться в стороне. Много моих родных, знакомых ушли сегодня защищать родину, кто-то из них погиб... Я стараюсь отразить эту боль в своих картинах. Это сакральные вещи, к которым страшно, но необходимо прикоснуться — великая Россия, наши герои-солдаты, горечь потерь...

Портрет отца. Фото: Из личного архива

 

 Вы не боитесь шокировать зрителя, выплёскивая столько боли?

— Считаю, что люди должны это видеть и чувствовать. Чтобы подобное не повторилось никогда. Чтобы наш мир стал чище!

Нет места для лирики

— Как вы определите себя как художника? Кто вы — философ, лирик?

— Я приземлённый, жизненный художник, который отражает актуальные темы сегодняшнего времени. Художник-деспот, думаю, это самая точная оценка. Потому что я говорю правду. Порой горькую, некрасивую, но правду! Не украшаю своих героев, показываю их такими, какие они есть. К сожалению, в моих работах, как и в жизни, нет места лирики. А ещё я в своих картинах задаю много загадок. Добираться до истины, находить ответ — это увлекательный процесс для думающего зрителя. Самое лучшее качество художника — быть самобытным, не заниматься маньеризмом. И уж конечно, художник не должен стараться кому-то понравиться или угодить. Я не принадлежу никаким течениям, направлениям в искусстве.

Эхо войны Фото: Из личного архива

— Ещё недавно вам рукоплескал Париж, вы много путешествовали по Европе...

— Безусловно, мне очень грустно от того, что происходит в мире. Но меня больше не тянет в Париж. Я хочу жить и творить на родине. Я вырос в многодетной семье. Нас воспитали в безусловной любви к родине. Я очень благодарен своим родителям, учителям. Особенно школьной учительнице Елене Осиповне Булаевой, которая открыла мне богатый мир поэзии. И педагогу Чебоксарского художественного училища Розалии Михайловне Ермолаевой, которая научила меня особому взгляду на окружающий мир. То время, когда меня радовали мои выставки в Европе, прошло. В своих работах я как раз отражаю ту тесноту, которую мы сотворили и в которой живём. Но у меня есть любимая мастерская в родной республике, возможность работать в Питере... Я не чувствую себя в чём-то ограниченным. И потом, я всегда был чужд тщеславия, не гнался за какими-то регалиями или наградами. Для меня самое важное — оставаться честным. Честным — по отношению к своему народу, самому себе, творчеству.

Плач сердца. Фото: Из личного архива

Комментарий

Заслуженный художник Чувашии Георгий Фомиряков:

— Для меня Ларев — всегда открытие. Это художник, которому можно верить. Этой выставке я хочу пожелать, чтобы появились критики и ценители не менее значимые, чем сам художник. Это очень важно! Иногда бывает, что зритель не дорастает до художника. Чтобы понять его, надо быть мыслителем — думать, созерцать, вдохновляться. Сила произведения искусства даёт импульс для деятельности. Я стараюсь писать солнце. Но чтобы оно светило, нужно видеть и его тень. У Владимира Ларева преобладают кроваво-красные и синие цвета. Красный цвет — как наша жизнь, в которой всё кипит. Синие краски символизируют уходящее прошлое. Я пишу будущее. Ларев — художник сегодняшнего дня, он очень цепко, крепко понимает и, главное, чувствует наше сегодня. Художник должен быть эмоционально выразительным. В этом его суть. Краски отражают эмоции художника.

Досье

Владимир Алексеевич Ларев родился 27 сентября 1954 года в селе Балабаш-Баишево Чувашской Республики.

В 1979 году окончил Чебоксарское художественное училище, после чего практически не прикасался к краскам около 20 лет.

В апреле 1997 года состоялась первая персональная выставка художника — сначала в Чебоксарах, затем в Москве.

С 2001 года Владимир Ларев — член Союза художников России. Участник многих российских и зарубежных выставок.

В 2011 году Владимир Ларев фондом «Культурное достояние» был удостоен золотой медали «За создание собственного стиля в живописи».

Картины Владимира Ларева украшают многие музеи и вставочные залы по всему миру.