Дыхание будущего. Три кита системы образования Чувашии

Когда ученики вырастают успешными, яркими, целеустремлёнными людьми – это и есть самый главный результат работы педагогов. © / gov.cap.ru

Традиционно в конце последнего месяца лета в столице Чувашии проходит большая педагогическая конференция.
Перед новым учебным годом её провели под девизом «Путёвка в жизнь для каждого ребёнка».

   
   

Дети важнее машин 


В концертном зале Дворца культуры Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, где проходил педсовет, директора школ, учителя, представители органов власти и крупнейших предприятий республики обсудили важнейшие задачи, которые сейчас стоят перед работниками сферы образования.
- Наша первоочередная цель – создать лучшие условия для раскрытия потенциала детей, - сказала заместитель председателя кабинета министров Чувашской Республики – министр образования и молодёжной политики Алла Салаева. - Когда ребята показывают себя на федеральном и даже мировом уровне, получают славу новаторов, вырастают успешными, яркими, целеустремлёнными людьми – это и есть самый главный результат нашей работы. 
И чтобы каждый год этого достигать, надо идти в ногу со временем. Как показывает практика, эффективность работы школ, в том числе в дистанционном формате, зависит отнюдь не только от того, насколько щедро их оснастили современным компьютерным оборудованием. На первый план выходит готовность педагогов осваивать цифровую среду в своей профессиональной деятельности.

Принципы успеха


По словам Аллы Салаевой, образование сейчас держится на «трёх китах» - важнейших принципах, которым нужно уделять особое внимание. 
- Первый принцип – адаптивность. Отказ от изучения нового влечёт разрыв в коммуникации с обучающимися, - говорит вице-премьер. - Сейчас, пока учитель пишет вопрос на доске, ученик уже успевает «загуглить» ответ. Это, бесспорно, увеличивает дистанцию между детьми и педагогом. Поэтому наша главная задача – научиться быть адаптивными. Мир слишком быстро меняется, и наши знания будут постоянно устаревать, а значит, мы сами должны уметь быстро учиться и оперативно применять знания.
Второй «кит» – гармоничное развитие. Спора между «физиками» и «лириками» больше не существует. В ближайшем будущем успешные люди обязаны будут обладать и техническими, и гуманитарными навыками. И важнейшая задача образования – дать детям возможность активно развиваться во всех направлениях познания одно-временно.
Третий принцип – навык мышления из будущего. Что это значит? Например, ребёнок учится в восьмом классе – это его точка «А». В будущем он хочет стать предпринимателем – это его точка «Б». Между двумя точками часто находятся весьма общие и поверхностные представления о том, как двигаться к цели. Мыслить из будущего - значит отталкиваться не от места, где мы находимся сейчас, а от того, куда хотим прийти. Именно так взрослые и должны составить полноценную стратегию действий, отметая лишнее.
«Чтобы наши дети получали эти навыки, мы должны постоянно развивать их в себе», - подытожила Алла Салаева.

Профориентация и патриотизм


С тем, что система образования должна быть нацелена на постоянные изменения, согласен и глава Чувашии Олег Николаев. 
- С того времени, когда многие из нас пошли в первый класс, система образования в школах сильно поменялась. Кроме того, другими стали требования к выпускникам школ. Чтобы ребята были успешными, сама система образования должна быть, на мой взгляд, настроена на постоянные изменения, которые происходят в мире, в технологиях и обществе. Она должна готовить детей к будущему – к поступлению в высшие профессиональные учреждения и к трудовой деятельности, – заявил Олег Николаев. 
По мнению главы республики, среди главных задач системы образования - ранняя профориентация детей. Школы должны быть ориентированы на рынок труда, чтобы ученики с раннего возраста приобретали компетенции,  востребованные в обществе, производстве и социальной сфере. Кроме того, современная школа должна вносить существенный вклад в развитие общества,  воспитывая детей в духе патриотизма и любви к Родине.
- Наша с вами задача - чтобы дети в школе учили не только таблицу умножения и азы грамматики, а получали нужные компетенции и жизненную позицию любить Родину, уважать окружающих, делать всё,  чтобы жизнь вокруг постоянно менялась к лучшему, - уверен руководитель региона.

Есть чем гордиться


Задач перед республиканской системой образования поставили много. Однако не вызывает сомнений, что их решение – вопрос скорого времени. В Чувашии активно воплощают в жизнь программу модернизации образовательных организаций. Цифры говорят сами за себя – в 2021 году на эти цели из республиканской казны выделили более 2 млрд руб. 
Капитальный ремонт проводят в 54 школах, износ которых достиг 50%, а также в 36 детских садах. Глава республики отметил: в школах не просто ремонтируют стены, ставят новые окна и перекрывают крыши – там создают совершенно иную образовательную среду, основанную на современных технологиях и программах, которые «вооружат» учеников актуальными знаниями. 
Применять полученные знания на практике ребятам поможет современное учебное оборудование. В 82 сельских школах Чувашии уже открыли центры образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста». Их оснащение ещё недавно можно было бы принять за реквизит со съёмочной площадки фантастического фильма. В распоряжении ребят - квадрокоптеры, 3D-принтеры, интерактивные комплексы и другое высокотехнологичное оборудование. Всего в течение нынешнего года должны открыть 61 такой центр.
Кроме того, в 2021 году в деревне Кашмаши Моргаушского района должны достроить школу на 108 мест, а к Шыгырданской средней общеобразовательной школе - сделать пристрой на 120 мест. Параллельно в столице региона возводят школу на 1650 мест в микрорайоне Садовый. Планируется, что она откроет двери уже в следующем году. Всего за последние пять лет в Чувашии построили восемь школ  в общей сложности более чем на 5,8 тыс. учебных мест.
- Наша задача – сделать всё, чтобы дети ходили в школу с удовольствием, с удовольствием проводили там время и оттачивали знания, которыми с ними делятся педагоги. И реконструкция школ, и оснащение их новым оборудованием, технологиями и программами – это создание комфортных условий для труда уважаемых педагогов. Именно от того, как учителя будут чувствовать себя на работе, от того, насколько они будут «вооружены» технологиями, необходимыми инструментариями и сервисами, будут зависеть эффективность обучения наших детей, – заключил Олег Николаев.
Такой уровень заботы о подрастающем поколении даёт результаты. В 2021 году впервые за всю историю проведения республиканских педсоветов наградили 20 победителей всероссийского этапа предметных олимпиад. Чувашия вошла в топ-10 регионов страны с наибольшим количеством детей, одержавших победу во Всероссийской олимпиаде школьников. 
Это ли не лучшее свидетельство эффективности труда педагогов?