Кто управляет кризисом?

Досье
Родился 5 сентября 1953 года в деревне Мокры Канашского района. Окончил Железнодорожный техникум, Казанский госуниверситет и очную аспирантуру МГУ. С 2007 по 2014 гг. был деканом экономического факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова. Член Экспертного совета Госсовета ЧР, член Совета по стратегическому развитию ЧР.
   
   

В стране в полном разгаре идет экономический кризис, который глубоко затронул все сферы деятельности и регионы России. Особенно острое его влияние ощущается в так называемых «дотационных» и «депрессивных» регионах. В этом плане не является исключением и Чувашия. 
За последние два года объём ВВП просел почти на 4%, индекс физического объёма промышленного производства - более чем на 10%, в строительстве - почти на 50%. Резко упали реальные доходы населения республики - примерно на 11%. Этот ряд падения показателей развития республики можно продолжить и дальше. Но, по мнению сегодняшнего гостя редакции - д.э.н., профессора ЧГУ Анатолия Яковлева, наряду с объективными и субъективными причинами любого кризиса одним из важных является неграмотное, следовательно, неэффективное управление экономикой. 

Анатолий Яковлев Фото: Из личного архива

Поэтому любой хозяйствующий субъект в этих условиях испытывает острую потребность в кадрах, умеющих адаптироваться в реальных условиях производства, корпоративной культуры и способных к самостоятельному и грамотному решению управленческих задач, в т.ч. касающихся вопросов развития бизнеса, территорий, институтов власти.

Кадры решают всё

- Вы хотите сказать, что одной из основных причин сегодняшнего состояния экономики региона является отсутствие грамотных управленцев?

- Безусловно. В сложных экономических условиях ресурсы для развития всегда ограничены, а если сюда добавить ещё их неэффективное использование, то положение в экономике будет только ухудшаться. Считаю, что именно так обстоит дело в нашей республике. Отсутствие приоритетов в социально-экономическом развитии республики, ярких примеров реализации крупных и важных для республики инвестиционных проектов, эффективного решения антикризисных задач во всех сферах экономики и социальной сферы говорит о нехватке высококвалифицированных управленческих кадров как в самом бизнесе, так и в региональных и муниципальных органах власти. Мне могут возразить, что, мол, менеджеров итак переизбыток, куда их больше готовить? Может быть, и так, но высококвалифицированных управленцев явно не хватает. Ответственность за подготовку таких кадров нельзя возлагать только на вузы. Работодатель, органы власти должны и способны принимать самостоятельное активное участие в практической подготовке молодых специалистов совместно с вузами. Конструктивное партнерство вузов и работодателей - назревшая потребность.

Фото: АиФ/ Ева Егорова

- В связи с этим возникают вопросы: кого, как и кто будет готовить? Как должны быть подготовлены те, кто будет готовить?

   
   

- Известное ленинское выражение «Кадры решают всё» не потеряло своей актуальности и сегодня. Напротив, его значение только выросло. И оно особенно актуально для вопроса подготовки управленческих кадров. Качество управления социально-экономическими процессами, а проще говоря, нашей жизнью, выходит на первый план. Дело в том, что от этого напрямую зависит уровень нашего благосостояния. Всем известно, что за мировыми «рекордами» России по количеству людей с высшим образованием нередко стоят «липовые дипломы» и «нулевые знания», вузы и колледжи недовольны подготовкой школьников, а работодатели - знаниями выпускников вузов.

Количество без качества

- Означает ли это, что в коридоры власти Чувашии вхожи специалисты с «липовыми корочками»? Не так давно в прессе бурно обсуждался инцидент с увольнением чиновников одного из республиканских министерств с фальшивым образованием…

- Чтобы не допускать таких случаев, необходимо определить минимальный уровень потребности общества в управленческих кадрах, что позволит лучше контролировать «систему» отбора управленцев. Сегодня на каждые 35 жителей республики приходится 1 чиновник.В целом по России этот показатель составляет 1/60.
Эффективность экономики и уровень жизни населения зависят именно от управленцев. А оптимизация численности управленческих кадров является важной задачей для общества, особенно в условиях кризиса. Следует повышать эффективность управленческих решений, а не раздувать управленческий аппарат.
- Смогут ли вузы республики справиться с этой задачей? Имеется ли у них потенциал?
- Не секрет, что последние 15-20 лет подготовкой кадров в этой сфере занимались все, кому не лень. Из более чем 20 учреждений высшего образования, имеющихся в республике, больше половины вузов готовят менеджеров. В открытом доступе есть данные, демонстрирующие, что в большинстве из этих учреждений Чувашии практически нет никакой материально-технической базы для эффективного ведения образовательного процесса. Среди этих вузов есть специализированные образовательные учреждения, готовящие только управленческие кадры и государственных служащих. Это, как правило, филиалы очень известных и популярных вузов Москвы. Например, в единственном республике таком специализированном филиале нет даже своего помещения и других условий для эффективного ведения образовательного процесса.

Студенты с папками Фото: firestock.ru

Учитель биологии экономике не научит

- А как в этих вузах обстоят дела с профессорско-преподавательским составом, т.е. непосредственно с теми, кто готовит управленцев?

- Отсутствие у специализированных вузов квалифицированного профессорско-преподавательского состава, т.е. тех, кто готовит управленцев, является «корнем» проблемы. На этот счёт существуют чёткие нормативы Министерства образования и науки РФ - уровень «остепенённости» должен быть в среднем не менее 75% от общего числа профессорско-преподавательского состава. Кроме университета, этот норматив не соблюдается ни в одном другом вузе республики. Например, в том же упомянутом филиале, если вы откроете его официальный сайт, то увидите, что на 1 декабря 2015 года в штате у него числится 49 преподавателей, хотя в отчёте о самообследовании за этот год почему-то указано 76 преподавателей, из которых более 60% не имеют даже базового высшего образования по специальности.

Там в основном «куют» управленцев преподаватели по специальностям «История» и «Педагогика», и некоторые из них имеют учёные степени в этой же сфере. А немногочисленное количество преподавателей, имеющих базовое экономическое образование и учёную степень кандидата экономических наук, является штатными совместителями, то есть приходящими из других образовательных учреждений. Когда преподаватель биологии читает студентам «Микроэкономику» и другие экономические дисциплины, преподаватель истории - «Основы государственного муниципального управления» и т.д., то о каком качестве знаний, получаемых студентами, может идти речь?

Все нестыковки можно продолжить дальше, но при этом явно возникает вопрос: «А нужны ли такие вузы-филиалы в республике, где качество подготовки управленческих кадров оставляет желать лучшего?» Понимаю, что руководители этих вузов будут категорически возражать против такой постановки вопроса. В подтверждение своей правоты будут приводить тысячи аргументов: мол, мы прошли аккредитацию, наши студенты занимают призовые места на различных олимпиадах и творческих конкурсах и т.д. Может быть, в этом и есть небольшая доля правды, поскольку руководители вузов, чтобы выполнить показатели по «эффективности вуза» идут по пути, аналогичному реализации ЕГЭ в школах, т.е. натаскивают эти показатели до необходимого уровня, а качество подготовки специалистов в целом их интересует мало, но этого недостаточно.

Фото: пресс-служба МГТУ

Конкуренция - двигатель прогресса

- Какие первые шаги необходимо сделать в деле подготовки управленческих кадров?
- Считаю, что подготовка высококвалифицированных управленческих кадров для нужд республики возможна при совместной работе органов власти и бизнеса. Необходимо сохранить эти филиалы и усилить конкуренцию между вузами, готовящими управленческие кадры, что будет способствовать повышению качества их подготовки. Сформировать квалифицированный для подготовки управленческих кадров профессорско-преподавательский состав. Эту задачу должен решать сам вуз на основе соответствующей нормативной документации по аттестации научно-педагогических кадров, создания условий для повышения квалификации преподавателей и т.д. Это надо делать не для отчёта перед Минобрнауки РФ, а реально для дела.