В преддверии профессионального праздника всего учительства еженедельник «АиФ» - Чувашия» пригласил в гости директора очень интересного и нестандартного образовательного учреждения не только Чебоксар и Чувашии.
Вся страна знает гимназию № 5 как школу с новым подходом к современному образованию. О том, что же там делают такого, что для обмена опытом в гимназию приезжают учителя со всей России, рассказала Инна Исаева.
У руля
Ксения Кошкина «АиФ» - Чувашия»: Инна Владиславовна, 1 сентября 2007 года гимназия открыла свои двери. Учащихся школы встречали учителя, переступившие порог в неизведанное будущее с большим волнением. Ожидания оправдались?
Инна Исаева: В гимназию были вложены внушительные инвестиции, поэтому, вставая у руля, я вместе с коллективом поставила перед собой задачу сделать интересным содержание образования, которое будет новаторским.
Много ездила на разные курсы повышения квалификации. И первое, что мы сделали с коллективом, - создали новый вариант старшей школы, где уже в 10 классе школьники понимали, из чего будут состоять условия вузовского преподавания, где они уже понимали, что такое выбор, что такое проект, как можно создать свою индивидуальную программу обучения, какой вуз выбрать и как изучить условия этого вуза, чтобы там быть конкурентными. На все эти вопросы наши дети могут ответить самостоятельно. Так начался такой интересный формат образования - «расшколивания школы».
Первые плоды
Школа, приобретая вид нетипичного образовательного учреждения, стала растить ребят нового времени, которые уже в старших классах делают свои стартапы. Инвестиции, вложенные авансом в гимназию, стали приносить первые плоды.
Мы уже несколько лет держимся в топ-500 школ России, по ряду профильных предметов - в топ-200, в топ-100. Одно из последних признаний - это то, что при институте образования «Лики развития» мы стали федеральной стажировочной площадкой. Это большое признание: до 2020 года к нам будут приезжать люди, заглядывать и пытаться понять, что здесь происходит. Значит, мы будем транслировать свои технологии на уровне страны.
А что значит логотип «Сколково» на фасаде здания?
Гимназия входит вместе с 12 школами России в Ассоциацию школ «Сколково». Мы - площадка инноваций и передовых технологий, ресурсный центр и база для подготовки современно мыслящих педагогов. Но в первую очередь это совершенно новый подход к образованию - более полезный для современных школьников, чем традиционная система.
Ещё один тренд пятой гимназии - это уникальная олимпиада, которая проводится на базе ФОЦ «Белые камни» Марпосадского района. Туда съезжаются ребята со всей страны и соревнуются в выстраивании миров политики, географии, экономики, управления.
На перспективу
В недалёком будущем именно наши выпускники поднимут экономику страны и социальную сферу. Им предстоит многое сделать для страны, и ребята уже сегодня чувствуют эту ответственность.
Долгое время вы были председателем Совета директоров школ Чувашии. Какие задачи тогда вы ставили перед собой?
Именно тогда я научилась понимать проблемы других директоров и транслировать их на новых уровнях. Своей основной задачей считала в тот момент подавление какой-либо нездоровой конкуренции между образовательными учреждениями, чтобы не было конкуренции, а было некое единое поле на выстраивание нового содержания образования в республике в целом.
В 2010 году вы участвовали во Всероссийском конкурсе «Директор школы». Стали лауреатом конкурса и вошли в число 30 лучших директоров страны, а потом, как следствие, вошли в экспертный совет на уровне РФ по работе с управленцами страны. Что вам это дало?
После этого у меня появилось новое видение того, чем должен управлять директор школы и как. У нас очень часто бывает, что руководитель школы - это человек, который замыкает на себе много разных видов управления: и хозяйственную часть, и образовательную, и общественную.
Можно быть руководителем-лидером, а можно сформировать такой коллектив, который может что-то делать самостоятельно, без непосредственного руководства. Моя задача была перевести школу на некий технологический процесс. Не завязывать его на себе, на своём авторстве, лидерстве: я всегда думала, что же такого должно быть, чтобы школа могла жить без меня.
И эту задачу получилось решить. В школе работает простой, но эффективный механизм: люди понимают, что у них есть доверительный бонус в принятии решений.
Всю свою сознательную жизнь человек себя познаёт. Почему, достигнув желаемой цели, вы сразу ставите перед собой цель новую?
Наверное, дело в особом складе характера - неугомонном и пытливом, характера родом из моей спортивной юности.