Ни раков, ни стерляди. Что открыли учёные во время экспедиции по Суре

Птичий базар – чайки, кулики, крачки, цапли. © / Из личного архивa

Три известных биолога Алексей Дмитриев, Александр Исаков и Альберт Ластухин во время путешествия по Суре провели биомониторинг – изучили экологическое состояние реки и её берегов, понаблюдали за птицами, насекомыми и растениями.

   
   

Заслуженный эколог России Альберт Ластухин поделился своими наблюдениями, печальными выводами и радостными открытиями.

Сура уже не та

«Как же вы поплывёте? Сура-то поди давно обмелела, - сокрушались жители Порецкого, наблюдая за сборами экспедиции. – А ведь были времена, когда по Суре на ярмарку в Нижний Новгород ходили огромные баржи. Да, река была глубоководной и судоходной. Нынче уже не та…»

Однако лодочка-плоскодонка не подвела – даже самые мелкие участки, где можно было пройти вброд, легко преодолела.

Сура хоть и мелкая, но очень красивая. Фото: Из личного архивa

«Сура, действительно, обмелела, - отмечает Альберт Аркадьевич.- Причин для этого несколько. И климат изменился, и лесов стало меньше, и река заилилась. Но главное – загрязнение реки. При впадении реки Алгашки, а это правый приток Суры длиной в сорок километров, мы были неприятно удивлены её грязной, вонючей водой, покрытой серой пеной. До недавнего времени Алгашка считалась чистой рекой. Возможно, с пуском трассы М-12 ливневые стоки стали попадать в реку. Этот вопрос необходимо изучить. Ливнёвки с автотрасс должны проходить очистку. Да и очистные Больших Алгашей необходимо проверить… »

Река и без раков?

К грустным наблюдениям учёных можно отнести и исчезнувшие виды флоры и фауны. Ещё недавно в реке водилась стерлядь, а теперь её нет. И раков в Суре больше не найти. А они, как известно, индикаторы чистоты воды первой категории, живут только в очень чистой воде. Альберт Ластухин предполагает, что причиной могли стать производственные отходы, которые предприятия сливают зимой под ледовый покров реки.

По словам эколога, бабочек и пчёл стало заметно меньше. А они считаются индикаторами благополучия окружающей среды. А вот стрекозы, к счастью, порхают. И это хороший признак.

   
   

«С радостью понаблюдали за колониями ласточек-береговушек, насчитали до 30 тысяч гнёзд. И таких колоний оказалось две, и обе выше подпора Чебоксарского водохранилища. Из птиц, занесённых в Красную книгу России, встретили около сотни куликов-сорок и около 30 пар малых крачек, одного орлана-белохвоста. А вот орлов ни одного не увидели, хотя раньше здесь их можно было наблюдать, и не один вид. Вообще, количество хищных птиц заметно снизилось. Редкими были встречи с коршунами, канюками, лунями. Думаю, всему виной химическая обработка полей», - отметил Альберт Аркадьевич Ластухин.

Учёных порадовали и летучие мыши. Они наблюдали за ними на протяжении всего пути. Это значит, что для мышей есть кормовая база, ночные насекомые и места, где они могут укрыться.

И выводы сделали

Во время экспедиции по Суре биологи наблюдали, сравнивали с тем, что было несколько лет назад, разбирались в причинах изменений, аккуратно считали, записывали, фотографировали, конечно.

И выводы сделали тоже, сравнивая с предыдущими исследованиями. Главный - к Суре нужно бережнее относиться. Уже сегодня часть биотопов нарушена. По берегам всё чаще встречаются заросли американского клёна, а это, как известно, дерево-сорняк.

Грязная, мутная вода с серой пеной - так выгглядит когда-то чистая Алгашка. Фото: Из личного архива

«К сожалению, введённый мораторий на проверку многих предприятий, развязывает им руки. Необходимо проверять все очистные сооружения, расположенные по берегам и притокам. Многие из них устарели, какие-то исчерпали свой ресурс. И должен выполняться повсеместный запрет для предприятий, которые работают без очистных сооружений и злостно загрязняют реки и почву отравляющими веществами – промышленными стоками. Несомненно, Суру необходимо сберечь как национальное достояние шести субъектов России и как место обитания редких краснокнижных видов животных, из которых самым главным является сурская стерлядь», - заключил эколог Альберт Ластухин.