Когда водитель не слышит. История чебоксарского таксиста

Он не слышит, но очень хорошо видит и чувствует. © / Из личного архивa

«Каждый второй безработный с инвалидностью находит работу», - отметили в пресс-службе Минтруда Чувашии. Только в Чебоксарах работодатели заявили о 288 вакансиях для людей с особенностями здоровья.

   
   

Они работают упаковщиками, юрисконсультами, бухгалтерами, программистами, сборщиками, швеями, фармацевтами, фрезеровщиками, вахтёрами, охранниками, водителями. И работают ничуть не хуже здоровых людей. Часто более аккуратно, ответственно и творчески подходят к своим профессиональным обязанностям.

Они востребованы и успешны

Известно немало историй, когда люди с инвалидностью находят не просто работу, но воплощают в реальность свою мечту.

Так случилось с молодым человеком Дмитрием, который работает поваром в столовой «Химик» посёлка Вурнары. А 20-летний Андрей Капустин устроился на работу на швейное производство «Пчёлка» в Яльчиках. Этот шаг стал первым на пути к мечте – профессии дизайнера.

О том, как работается на дорогах столицы республики, с какими проблемами сталкивается и что ему заменяет слух, рассказывает водитель Яндекс Такси с шестилетним стажем Константин Смирнов. Интервью помогла записать сурдопереводчик Мария Духненко.

О том, что водитель не слышит, пассажир узнаёт уже на этапе заказа такси – об этом информирует система пользователя. На подголовниках сидений в машине установлены надписи: «Глухой или слабослышащий водитель». В помощь пассажирам – специальные карточки и чат в приложении телефона, которые помогают общаться с водителем до и во время поездки.

И всё-таки некоторая настороженность по поводу глухих автомобилистов в обществе есть. «Он же не слышит, я не буду чувствовать себя в безопасности», - самое распространённое предубеждение пассажиров. Не всех, конечно. Многие спокойно и дружелюбно относятся к водителям с проблемами слуха и считают, что такие таксисты ездят аккуратнее, чем обычные люди.

   
   

Конфета, музыка и улыбка

Такси – не основное место работы Константина, большую часть времени он работает на заводе. «Таксовать» выходит с удовольствием и больших проблем для работы водителем не видит. Напротив, в его «багаже» немало интересных случаев и приятных знакомств.

«Стараюсь создать для пассажиров комфортные условия. Включаю музыку. Обязательно спрошу о предпочтениях или предложу подключить свой плей-лист. Всегда бывает очень радостно, если люди остаются довольны поездкой, пишут добрые отзывы и пожелания. Запомнилась недавняя поездка. Приехал на заказ в восемь утра, вручил пассажиру конфету, в ответ получил столько улыбок и тёплых слов! Настроение было чудесным весь день».

Конечно, бывали и не очень приятные встречи… Немного. И самыми тяжёлыми оказывались нетрезвые пассажиры. Но пьяный и агрессивный человек – проблема любого таксиста…

Дорога – для всех

Константин ездит очень аккуратно, не превышает скорость, внимательно следит за дорогой и действиями других водителей. А слух ему заменяет зрение.

«Я не слышу с рождения. Думаю, что острота зрения и скорость реакции у меня выше, чем у обычных людей. Конечно, вожу машину с большой осторожностью, строго следую правилам дорожного движения, проявляю уважение к другим водителям. И знаете, могу сказать, что процентов 30-40 людей отвечают мне взаимностью – относятся с уважением, пониманием, дружелюбно. А остальные… В большинстве своём – равнодушно. Редко – агрессивно. Но я никогда не отвечаю на хамство. Пусть это остаётся на их совести».

Считает ли Константин наше общество достаточно толерантным к людям с особенностями здоровья, а городскую среду максимально подготовленной и комфортной для их жизни? Об этом мой герой деликатно промолчал. Единственное, на что он обратил внимание – это плохие дороги в некоторых чебоксарских дворах.

«Стараюсь работать в центре города. Здесь и движение поспокойнее, и дороги в целом хорошие. И конечно, я всегда могу рассчитывать на участие своих коллег. И сам поддерживаю людей с проблемами здоровья – помогаю сесть и выйти из такси, могу дойти вместе до нужного места. По себе знаю, как это важно – доброе участие».

И с животными в салон его автомобиля тоже можно. Константин рад и кошечкам, и собачкам. И убрать за ними ему совсем не трудно – в машине у него всегда идеальный порядок.

Константин рассказал, что таких, как он, таксистов с проблемами слуха в Чебоксарах около 18 человек. Они объединились в группу в соцсетях, на связи друг с другом все 24 часа в сутки, делятся успехами, вместе решают трудные вопросы.

Люди с ограниченными возможностями здоровья не должны быть ограничены ещё и обществом. Много ли вы знаете людей, готовых выучить русский жестовый язык, например? Но создавать им препятствия в жизни, обучении, работе мы уж точно не имеем права.

И потому: увидели оповещение «глухой водитель» - смело садитесь в такси и настройтесь на комфортную и безопасную поездку. И можете рассчитывать на приятные бонусы - любимую музыку и искреннюю улыбку.

Тем временем

15 августа в Чебоксарах состоится региональный этап VII Всероссийского конкурса «Лучший водитель такси в России». Победители получат ценные призы: три первых места разделят между собой 30 тысяч рублей. Победитель соревнований отправится на финал конкурса, где будет бороться за звание лучшего водителя такси со всей страны.