Жители Ядрина сказали твердое «нет» проекту высокоскоростной магистрали

Мария Грачёва / АиФ

16 августа в ДК Ядрина состоялись публичные слушания по внесению изменений в генплан поселений Ядринского района  Чувашии в связи со строительством высокоскоростной магистрали ВСМ-2 «Москва-Казань-Екатеринбург».

   
   

Около 18.00 у входа в Ядринский дом культуры участники публичных слушаний ждали республиканских и местных чиновников, а также представителей ОАО «Скоростные магистрали РЖД» с плакатами:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

В это время в здании дома культуры участники мероприятия, имеющие прописку в Ядринском районе, зачислялись в списки…

Фото: АиФ / Мария Грачёва

…и обсуждали предложенный им проект строительства высокоскоростной магистрали:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

Прибывшие на мероприятие чиновники заняли места в первых рядах зала, в котором собралось более 150 человек:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

Начальник отдела исходно-разрешительной документации ОАО «Скоростные магистрали» Анатолий Дутчак вышел на сцену и представил жителям Ядринского района свою 30-минутную презентацию, рассказывающую о планах по строительству ВСМ-2 и, в частности, об участке ее прохождения по Ядринскому району:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

«Для того чтобы определить правильное направление трассы была использована передовая мировая технология - программное обеспечение «Квантум», которая позволила протрассировать данные направления. В итоге, с учетом технического задания, мы получили 3-4 конкурентоспособных варианта. За основу для принятия решения о проектировании  был выбран из этих вариантов самый конкурентоспособный вариант, самый экономически эффективный. Этот вариант служил основанием для определения затрат, которые необходимо вложить, чтобы построить эту магистраль. Правительство России этот вариант приняло, а также приняло решение внести изменения  в схему территориального планирования РФ для того, чтобы зафиксировать этот «коридор» для проведения инженерных изысканий и разработки проектной документации». 

   
   

Далее Анатолий Дутчак рассказал о мировом опыте строительства высокоскоростных магистралей и их положительном и отрицательном влиянии на социальную сферу жизни человека:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

«В Чувашии нужно построить 236 км главных путей, линий связи, более 20 мостов, соорудить земляное полотно, для чего понадобится 54 млн тонн горных пород - это реально может стать толчком развития горного сектора экономики в строительной отрасли Чувашии. Кроме того предусмотрено строительство железнодорожных эстакад, железнодорожных путепроводов, 36 автодорожных путепроводов, - продолжил свое выступление специалист ОАО «Скоростные магистрали». - Также будут созданы пешеходные переходы, скотопрогоны, будут созданы условия для пропуска сельхозтехники. Всего будет два пункта для посадки и высадки пассажиров: станция «Полянки» (Ядринский район), через которую в 2020 году будет проходить четыре пары поездов в сутки и станция Чебоксары, через которую на 2020 год планируется прохождение 21 пары поездов ежедневно. В Ядринском районе для строительства ВСМ необходимо 213 га земли, по Чувашии - 986 га земли»:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

Затем присутствующим в зале было предложено озвучить свои вопросы. Первым ряд вопросов задал житель Ядрина Александр Филиппов: «Почему выбран именно этот вариант? Вы не назовете особо охраняемые зоны на севере и на юге (от «коридора» - участка Ядринского района взятого за основу варианта строительства ВСМ-2), которые препятствуют перенести ВСМ подальше от Ядрина?»:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

«Я специально привез карту, подготовленную проектной организацией, на которой они отображены. Вы можете подойти посмотреть. Я не помню как они называются», - ответил Анатолий Дутчак.

Однако, собравшихся такой ответ не удовлетворил и они попросили, чтобы название особо охраняемых зон было озвучено специалистом. Для этого Анатолий Дутчак спустился со сцены. «На севере - это Заповедник Присурский», - прочитал по карте специалист. Из-за поднятого в зале шума, расслышать информацию о ситуации на юге, собравшимся не удалось:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

«Если было 3-4 варианта трассы то каково их отличие в рублях? Вот этот кусок, который вы выбрали, стоит столько-то, другой столько-то. Может я доплачу, и вам будет легче там построить? Мы скинемся вообще-то», - этот вопрос Александра Филиппова порадовал ядринцев и зал зааплодировал. В ответ на это замечание Анатолий Дутчак пригласил ядринца в Москву для участия в разработке проекта.

На следующий вопрос Александра Филиппова о количестве работников на станции «Полянки» ответил главный инженер проекта Виктор Грязнов: «В штате, необходимом для работы станции «Полянки» предусмотрено 153 инженерно-технических работника и примерно 350 подсобных рабочих».

Фото: АиФ / Мария Грачёва

«В рамках информационного дня задавался вопрос по поводу станции «Полянки». Чиновники ответили, что там никакой станции посадки-высадки пассажиров не предусмотрено», - обратилась к Анатолию Дутчаку жительница Ядрина Ольга Угабаева:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

«Я не могу сказать, кто что вам и как ответил. Послушайте сюда. Мы сегодня проработали стадию обоснования инвестиций. В этой стадии есть техническая часть, в которой есть раздел «Организация движения». Здесь предусмотрено движение через станцию «Полянки» с остановкой четырёх поездов», - пояснил ситуацию специалист ОАО «Скоростные магистрали». Кстати, Анатолий Дутчак, сообщил собравшимся, что представители администрации Ядринского района, как и все участники публичных слушаний видели, представленный вначале мероприятия проект впервые:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

Свой вопрос задала и депутат районного собрания депутатов Елена Шлепнёва: «Сегодня мы отправляем ваш проект на доработку. Вы гарантируете, что мы будем обсуждать этот проект повторно?»

Фото: АиФ / Мария Грачёва

Ответ Анатолия Дутчака вызвал в зале негодование: «Нечего отправлять на доработку. Проекта - нет. То, что вы видите - это предпроектная стадия, обоснование инвестиций».

Далее для ответов на некоторые дорожные вопросы подключился министр транспорта Чувашии Владимир Филиппов:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

«Территория моего дома попадает под зарезервированные земли. Я его всю жизнь строила! У вас пол Ядрина уйдет по снос! И что будет с нашими домами?», - возмутилась местная жительница.

Фото: АиФ / Мария Грачёва

Анатолий Дутчак парировал: «У вас дом отнимают? Я вам еще раз говорю - резервирование - это не снос! Протяженность коридора - зарезервированного участка для строительства ВСМ составляет 500 метров. Резервирование земли не предусматривает ее изъятия. Цель резервирования - чтобы не было создания новых инфраструктурных объектов».

Затем со своим предложением схемы строительства ВСМ-2 выступил житель Ядрина Александр Батарин:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

Примечательно, что представитель ОАО «Скоростные магистрали РЖД» во время выступления ядринца не повернулся к схеме, разработанной местным жителем, по которой горожанин разъяснял свое предложение прохождения магистрали.

Свою схему прохождения трассы ВСМ-2 также предложил глава Ядринского городского поселения Андрей Агаков:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

«Нет ВСМ через Ядрин. ВСМ - это всем смерть! Немудрым решением мы можем погубить красоту природы и самих себя», - высказался ядринец, подводя итоги слушаний:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

Публичные слушания, которые завершились около девяти часов вечера, резюмировал депутат Госсовета ЧР Андрей Кулагин: «Уважаемы коллеги! Публичные слушания, как правило, имеют рекомендательный характер. И то, что сегодня было много возмущений я думаю, что проектировщики предусмотрят все эти возражения и поймут, что сегодня жители Ядрина против, чтобы рядом проходила железная дорога. ВСМ - это прорыв для страны, но не хотелось бы чтобы ядринцы стали заложниками этой ВСМ. Не надо доводить до того, чтобы Ядрин стал таким же, как Канаш. Когда город будет разделен железной дорогой пополам, тогда будет больше психологических болезней, чем эффекта от этой дороги. Не надо говорить, что дорога делается для ядринцев. Это - ложь. Эта дорога будет создаваться прежде всего для пассажиров по направлениям Москва - Чебоксары, Москва - Казань, Москва - Екатеринбург. Обобщая, сегодняшние мнения, надо сказать, что сегодня есть всевозможные технологии. Отойдите от границ города и проведите прямую дорогу. Есть много сельскохозяйственных земель, которые сегодня не используются. Не надо прижиматься к городу. Не надо загружать Ядрин дополнительной веткой, которая будет резать город пополам. Трудно будет пересекать эту ветку - там будет хороший большой забор, который никогда в жизни не перелезешь. Рекомендации сегодня были сделаны правильно: чтобы границы той дороги, которая сегодня есть  не заходили за границы города».

Фото: АиФ / Мария Грачёва

В конце слушаний, один из присутствующих обратился к главе администрации Ядрина Владимиру Кузьмину, который, кстати, во время слушаний ни разу не выступил и вопросы не задавал. «Мы надеемся на вашу совесть, Владимир Николаевич». В ответ на это чиновник загадочно улыбнулся и промолчал:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

Самые активные участники слушаний и наиболее заинтересованные строительством ВСМ в районе Ядрина не покидали зал, продолжая задавать чиновникам вопросы: «Может поменяемся - у вас там квартира, дом? Вы будете жить там, где я», - обратилась горожанка Ольга Угабаева к Владимиру Еремееву,  начальнику отдела по градостроительству и развитию общественной инфраструктуры Ядринской районной администрации. Чиновник на это схватил горожанку за руку и ответил: «Давай! В село Николаевское поедешь!?» Возмущенная «рукоприкладством» чиновника Ольга Угабаева обратилась к Владимиру Еремееву: «Ты чего меня трогаешь? Уже руки начали распускать!». Тот в ответ просто отвернулся:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

Даже после 21.00 вопросы и обсуждения продолжались. Сначала в уже пустеющем зале ДК:

Фото: АиФ / Мария Грачёва

Затем - на улице перед зданием дворца культуры:

Фото: АиФ / Мария Грачёва