Не по пути. Перевозчики в Чувашии отказываются работать себе в убыток

Многие уже не чают дождаться автобуса, ищут попутку, а в крайнем случае вызывают такси. © / Антонов Андрей / Коллаж АиФ

Тревожная ситуация складывается в республике в сфере муниципальных пассажирских перевозок. Автотранспортные предприятия отказываются работать себе в убыток, и власти планируют переходить на регулируемые тарифы. Чего ждать в связи с этим простым пассажирам, выяснял «АиФ-Чувашия». 

   
   

Транспортные связи исчезают 

Наличие проблемы признал на днях министр транспорта и дорожного хозяйства республики Владимир Осипов. На заседании с муниципалитетами подняли вопрос организации регулярных перевозок внутри района и между районами. Перевозчики, обслуживающие муниципальные маршруты по нерегулируемым (несубсидируемым) тарифам, стали отказываться работать из-за низкого пассажиропотока и убыточности. Так, в Шемуршинском, Аликовском и Красноармейском районах прекращено обслуживание по некоторым маршрутам. Лишь в трёх районах - Козловском, Урмарском и Ядринском - перевозки организованы по регулируемым тарифам. В Козловском районе из местного бюджета перевозчикам компенсируют 1,8 млн рублей в год, в Урмарском районе - 300 тысяч рублей ежемесячно, в Ядринском – по 1,5 млн рублей в год.

«Муниципальные маршруты для перевозчиков нерентабельны, и желающих их обслуживать нет, - сообщили «АиФ-Чувашия» в пресс-службе Министерства транспорта республики. - В числе последних примеров, когда перевозчик отказался от обслуживания муниципальных маршрутов, ситуация в Урмарском районе, где 1 сентября на внутримуниципальные маршруты не вышел ни один автобус. Оперативное заключение нового контракта с перевозчиком позволило возобновить работу маршрутов в тот же день, при этом сумма контракта по требованию перевозчика была увеличена». Аналогичная ситуация, которую пришлось срочно разруливать, сложилась в Ибресинском районе, где также с 1 сентября было прекращено сообщение между райцентром и деревнями в связи с истечением срока муниципального контракта. Перевозки удалось быстро восстановить.

В Аликовском районе контракт с перевозчиком тоже истёк 1 сентября, но пассажиров пока возят в ожидании нового контракта. Почему он вовремя не был объявлен – это уже вопрос к чиновникам. Речь идёт о четырёх маршрутах – из Аликово до Русской Сормы, Таутово, Сормпось-Мочей и Тенеево. Какие-то из них ходят ежедневно, какие-то дважды в неделю. До Тенеево же вообще только рейс в один конец – утром. А вечером, говорят в администрации района, «пассажиров нет, кто на частных машинах, кто с кем возвращаются». Думается, что люди просто не рассчитывают на перевозчика, который пока работает, как выясняется, на честном слове.

«Мы не планируем закрывать эти маршруты, возможно,  время отправления и частота рейсов будет корректироваться в связи с запросами жителей, - говорит специалист отдела строительства, ЖКХ, дорожного хозяйства, транспорта и связи Аликовского района Николай Малинов. - Не мы одни оказались в такой ситуации. Пассажиропоток небольшой, перевозчики не получали дотаций. Нужно переходить на регулируемый тариф. Мы ещё стоимость не считали, будем выходить на Минтранс с письмом – сколько нужно денег. А пока объявляем конкурсные процедуры, готовим документацию и будем перевозить по всем тем маршрутам, которые есть сейчас. Жители постоянно обращаются, мы держим руку на пульсе. Без транспортного сообщения люди не останутся».  На вопрос, будет ли расти в связи с этим плата для пассажиров, Малинов ответил, что это «пока неясно».

Тем не менее в Аликовском районе на протяжении ряда лет муниципальные перевозки потихоньку угасают. Так, маршрут до Тенеево уже отменяли в 2015 году, но после возмущения сельчан вернули.  В 2019 году возмутились жители еще 5 деревень Чувашского Сорминского поселения, с которым тоже прервали транспортные связи. Весной этого года исчез маршрут Канаш – Аликово - Ядрин, в итоге жители, которым нужно было добраться до посёлка Вурнары, остались без автобусного сообщения.

Сейчас удалось договориться на три рейса сообщением Вурнары - Аликово - утром, днём и вечером. Автобус между Аликово и Русской Сормой раньше курсировал ежедневно, а последние три месяца ездит только по понедельникам и четвергам. 

   
   

Куда движемся? 

Выход в Министерстве транспорта видят в переходе на регулируемые тарифы. В ближайшее время главам муниципальных районов и городских округов предстоит проанализировать потребность в перевозках от населённых пунктов до районных центров, провести ревизию всех маршрутов внутри районов и представить в Минтранс Чувашии расчёты для определения размера субсидий. Они пойдут на компенсацию убытков перевозчика, которые возникнут в результате обслуживания маршрута. «После анализа информации в Кабинет министров Чувашской Республики будет направлено предложение по решению этой проблемы. Переход на регулируемый тариф не повлечёт увеличения стоимости проезда. В этом случае перевозки будут софинансироваться из бюджета - местного и республиканского», - уточнили в Министерстве транспорта.

цифры
По данным Минтранса республики, сейчас в Чувашии насчитывается 196 муниципальных маршрутов регулярных перевозок, из них 21 троллейбусный. Их обслуживают 58 перевозчиков, в перевозках задействовано 599 автобусов, в т.ч. 145 автобусов среднего и большого классов, и 246 троллейбусов.