Почему в Чувашии растут долги управляющих компаний перед ресурсниками?

Долги за коммуналку сами собой не ликвидируются. © / Коллаж АиФ

От недопониманий между двумя главными игроками на рынке жилищно-коммунальных услуг страдает, конечно, «конечное звено» - прямые потребители. Управляющие компании объясняют задержки платежей за ЖКУ низкой собираемостью платы с жильцов. Так ли это на самом деле, объясняет ресурсоснабжающая организация в лице ГУП «Чувашгаз», которое с 2014 года выполняет социальную функцию поставки тепла муниципалитетам республики, перманентно сталкиваясь с постоянными задолженностями своих контрагентов.

   
   


Где деньги, Зин?
К 2014 году ГУП «Чувашгаз» начало выходить на рынок теплоснабжения ЧР, построив и запустив две блочно-модульные котельные в Алатыре (ранее эту функцию выполняла теплоснабжающая организация «Алатырский механический завод»). Уже в 2015 году добавились ещё два объекта - Ядрин и Шумерля. Обслуживанием тепловых сетей - централизованных, районных, квартальных - занимаются, соответственно, в Алатыре «Алатырское ПОК и ТС», в Ядрине сети принадлежат администрации городского поселения, в Шумерле они находятся в ведении местного МУП «Теплоэнерго», которое является единственной транспортирующей организацией в городе. И в каждом городе своя причина, по которой «хромает» платёжная дисциплина.
В Алатыре сложности по оплате тепловой энергии и горячего водоснабжения возникли уже в апреле 2016 года. Здешние УК являются крупными должниками в отношении и теплоснабжающих, и энергосбытовых организаций. На сегодняшний день их задолженность по управлению ЖКХ достигла 2 млн рублей. К чему это приводит? У ресурсоснабжающей организации создались трудности по оплате потреблённых энергоресурсов, которые идут на выработку тепловой энергии. Ситуацию удалось сгладить путём перевода жильцов на прямые расчёты в ГУП «Чувашгаз» - решение было принято на общем собрании жильцов. Однако управление и предоставление коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению продолжает осуществлять УК, руководство которой не берёт в расчёт свой уровень ответственности по платежам, полагая, что прямые расчёты подразумевают собой прямые договоры. Это неверно - ресурсник не может заключать прямые договоры, поскольку жильцами выбран способ управления - управляющие компании. Получается, что в Алатыре нет непосредственного управления. Многочисленные исковые заявления находятся в Арбитражном суде ЧР - деньги взыскиваются, начисляются пени по неоплате коммунальных ресурсов. Но погашаются долги, увы, мизерными суммами.
Неполадки - в верхах?
В Шумерле - другая ситуация. Сети теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенные в городе, находятся в хозяйственном ведении МУП «Теплоэнерго». Обследование тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения, которое ГУП «Чувашгаз» проводило совместно с Госжилинспекцией ЧР, органами Ростехнодзора, администрацией Шумерли и представителями УК, показало, что в системе теплоснабжения города существуют трудности. В частности, на трассе, которое принадлежит МУП «Теплоэнерго» на праве хозяйственного ведения, выявлено заужение диаметров трубопроводов. Из-за несоответствия гидравлического расчёта диаметру трубопроводов создаётся разбалансировка трасс - нарушаются как напорные, так и температурные характеристики. То есть идёт снижение качества коммунального ресурса. Например, концевой дом, который снабжается горячей водой из котельной, не получает качественного горячего водоснабжения чуть ли не с момента постройки. При этой же проверке выявили, что нарушено и изоляционное покрытие трубопровода - где-то оно не отвечает требованиям законодательства РФ, где-то вообще отсутствует. В отношении МУП «Теплоэнерго» было внесено представление на приведение сетей в надлежащее состояние. Почему сложилась такая ситуация? Потому что управляющие компании задерживают платежи. Ресурсники же недополучают финансовые средства, которые должны быть реализованы на оплату как энергоресурсов - газа, воды, электричества, так и на поддержание этих сетей.


У УК «Наш дом» - долг 2,2 млн руб. (расплачиваются за март текущего года), УК «Коммунальник» рассчитывается за февраль 2017 года (долг 1,9 млн руб.). Есть долги и у администрации города. В отопительный сезон 2015-2016 гг. отапливалось здание бывшего дворца культуры «Октябрь», и с того момента ресурснику не было перечислено ни копейки. Всяческие уведомления об ограничении в подаче теплоносителя и дальнейшем прекращении поставки ресурсов были проигнорированы. Все сроки по оплатам вышли, были направлены претензионные письма, в связи с чем тоже пришлось подать исковое заявление в Арбитражный суд. Таким образом, в общей сложности к третьему отопительному сезону город подошёл с долгом в 5 млн руб.
Кто ответит?
В Ядрине к моменту осуществления деятельности ГУП «Чувашгаз» и вовсе не была определёна организация, которая бы эксплуатировала сети горячего водоснабжения и тепла. Ситуация поменялась зимой 2015 года - администрация городского поселения якобы постановлением передала сети местному муниципальному предприятию. Но поскольку у него не установлены тарифы на транспортировку тепловой энергии, предприятие обратилось в суд, объясняя, что данное постановление вынесено с нарушением правил. В 2017 году Ядринский районный суд вынес решение по этому делу, удовлетворив иск предприятия.

Что имеем в итоге? На сегодняшний день в Ядрине нет организации, которая бы эксплуатировала сети. Собственник есть - в лице администрации города. А активных действий не проводится. ГУП «Чувашгаз» как ресурсоснабжающая организация неоднократно обращалось в адрес районной администрации и городского поселения. О том, что никак не может принудить их провести мероприятия по подготовке сетей к отопительному сезону, писали и в органы Ростехнодзора. Чем грозит подобная ситуация? Возникают вопросы в ходе передачи тепловой энергии. Потери в сетях горячего водоснабжения в Ядрине варьируются от 30 до 35%. Это значит, что трубопроводы находятся в ветхом состоянии либо на них нарушена изоляция или диаметр трубы. Это приводит к тепловым потерям, снижается качество горячего водоснабжения, напорные характеристики - то есть до концевых домов вода доходит не по требованиям СанПина (от 60 до 75 градусов), а ниже. В связи с чем предприятие постоянно делает перерасчёт - уменьшает размер платы. 
Без долгов не обошлось и здесь. УК «Ядринжилремсервис», которая управляет 23 МКД, из которых 18 получают горячую воду, задолжала 1,9 млн руб. Очень крупным должником в городе является Ядринский машиностроительный завод - 5,2 млн руб. В связи с этим трудности в получении тепловой энергии могут возникнуть ещё у одной организации - пожарной части № 43, поскольку машзавод является своего рода передаточным звеном в цепочке потребителей. 
Кто виноват из них, кто прав?
Стоит прояснить: управляющие компании являются своего рода уполномоченным лицом между потребителем и ресурсоснабжающей организацией. Когда жильцы выбирают УК, по закону они поручают им заключить договор с ресурсниками. Единственный источник денег у УК - это текущее содержание и текущий ремонт, который оплачивают собственники жилья. И если жильцы дома хотят, чтобы у них водилась горячая вода, но не оплачивают вовремя квитанции за ЖКУ, значит, они будут лишены других современных благ, таких как чистые подъезды и дворы, к примеру. Потому что УК будет вынуждена оплатить ресурсы, но сэкономить на дворниках.


Что дальше? Ресурсникам, в свою очередь, надо оплачивать счета газовиков, энергетиков и водоснабжающих организаций. Плюс платить за содержание котельных. Дело доходит до судов - на УК возлагаются штрафы, пени, госпошлины, оплаты услуг представителя... Как известно, суд - это время, деньги и единицы человеконервов. Если дисциплины нет, страдают все по цепочке. И если по закону физлицам могут предоставить 30-дневную отсрочку платежей без начисления пени, то у других «звеньев» такой привилегии нет. 
Пока суть да дело, долги управляющих компаний только растут. Вот простые цифры: по состоянию на 25 июля 2016 года их задолженность перед ГУП «Чувашгаз» составляла 8,2 млн руб. Спустя ровно год эта цифра достигла 14,5 млн, увеличившись чуть ли не в два раза. Представители УК заявляют, что сборы за ЖКУ составляют порядка 80-85%. А по данным ресурсников, если брать в расчёт период с 2015 по 2017 годы, соотношение выставленной суммы к оплаченной составляет 94%. То есть 94 человека из ста оплачивают коммунальные услуги. Это несколько разнится с данными коммунальщиков, которые, по всей видимости, в своих интересах предоставляют не совсем корректные данные.

Цифра
Около 14 млн руб. задолжали ГУП «Чувашгаз» потребители тепловой энергии

Кто получит помощь?
Справедливо признавая, что некоторым категориям граждан суммы в квитанциях за ЖКУ оказываются не по карману, государство готово идти навстречу. На практике оказывается, что многим потребителям неизвестно: самые незащищённые слои населения вправе рассчитывать на поддержку от государства, частичную компенсацию затрат на жильё или оплату предоставляемых услуг. Таковыми являются граждане, имеющие общий доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного законом. Для оформления субсидии, размер которой зависит от дохода семьи, необходимо собрать пакет документов и подтвердить свой социальный статус. Напомним, во всех муниципалитетах республики открылись многофункциональные центры, где граждан проконсультируют по интересующим вопросам.    
   


Кстати, во время проведения программы газификации Чувашской Республики 2100 погонных км газораспределительных сетей, проходящих по районам и городам, были переданы на праве хозяйственного ведения в ГУП «Чувашгаз». Для того, чтобы перенести или демонтировать газопровод, необходимо подать документы в филиал АО «Газпром газораспределение Чебоксары», чтобы определить принадлежность сетей, получить дальнейшее направление на осуществление деятельности и обратиться напрямую к организации, в чьём ведении находится газовый трубопровод.