Практически каждую неделю с начала лета в новостных сводках проходят печальные новости о гибели детей от внешних причин: на воде, на дороге, из-за выпадения из окон и др. Как уберечь своих чад от беды? Кто в ответе за будущее поколение? На эти и не только вопросы отвечает сегодняшний гость редакции «АиФ»-Чувашия» - Вячеслав Рафинов, уполномоченный по правам ребёнка в ЧР.
Чья вина?
- Вячеслав Викторович, статистика гибели детей вызывает тревогу. Кто виноват, и что делать?
- Прежде всего мы, взрослые, ответственны за детей. Родители - за своих детей, педагоги и воспитатели - за тех детей, которых им доверили. И вообще, в обществе мы все, взрослые, ответственны за детей. Всегда есть то, что предшествует беде.
Покупая ребёнку велосипед, мопед, мотоцикл, мы берём на себя дополнительную ответственность. Именно мы должны объяснить ребёнку, что при езде на велосипеде, скутере, мопеде, мотоцикле есть определённые правила. И если их не соблюдать, то любая красивая история с покупкой может превратиться в трагедию. К сожалению, это бывает. Дети гибнут.
В июле в Ибресинском районе около полуночи двое подростков 16 и 17 лет ехали на мопеде без осветительных приборов и каких-либо светоотражающих элементов. На них сзади наехала машина, оба подростка погибли на месте. Кого винить? «Авось» часто подводит, мы зачастую надеемся, что нас «пронесёт», легкомысленное отношение взрослых находит своё продолжение у детей. Дети - это наше продолжение, если они нас не слушаются, значит, где-то мы упустили их.
По статистике прошлого года, в ДТП погибли шестеро детей до 16 лет. И все они были пассажирами. Что тут говорить о вине детей... За рулём был или родитель, или кто-то из взрослых. В то же время, если брать ребят от 16 до 18 лет, за 2014 год погибло восемь детей, среди них только один был пешеходом, четверо были пассажирами, и трое - водителями мотоциклов, мопедов.
Ну, и немаловажен личный пример. Приходится видеть иногда, как взрослый переводит через дорогу своё чадо в неположенном месте, а ребёнок упирается, говорит, что надо переходить на пешеходном переходе. Часто мы, взрослые, подаём отрицательный пример, а дети в силу своего возраста подражают, берут с нас пример.
Говоря о безопасности, мне очень хочется сказать о том, что в прошлом году как никогда много детей выпало из окон многоэтажных домов. Всего 37 детей. И четверо из них погибли сразу. А сколько детей с переломами, с повреждениями внутренних органов... Кто-то и сегодня испытывает на себе последствия этой травмы, кто-то останется калекой. И в этом году восемь выпадений детей из окон. Один ребёнок в Чебоксарах погиб, выпав с восьмого этажа. Часто бывает и так, что в момент выпадения ребёнка из окна дома есть взрослые, но дитё оказывается предоставленным самому себе. Кого винить в трагедии? Только взрослых. У нас ежегодно тонут до 10 детей. В 2013 году утонули 10, в 2014 году - восемь. В этом году уже утонули 6 детей: по 2 в Янтиковском и Урмарском районах, по 1 в Чебоксарах и Канашском районе. Мы все прекрасно знаем, что дети без сопровождения взрослых не должны купаться, знаем, что и купаться можно только в разрешённых местах. В то же время трагедии вновь и вновь происходят, можно сказать, из ничего. А пожары... В этом году за пять месяцев трое детей погибли в пожарах. Что особо печально, в несчастных случаях погибают совершенно здоровые дети. В Чувашии показатели младенческой смертности, а это один из основных показателей состояния, возможности, способности здравоохранения беречь детей до 1 года, одни из самых низких в России. В 2014 году из 85 регионов мы были вторыми из лучших в РФ. Здравоохранение заботится о наших детях. И нам, взрослым, надо проявлять свою заботу, беречь детей от несчастных случаев.
Безопасные каникулы
- В загородных лагерях скоро начнется последняя, четвёртая смена. В этом году вы были в детских лагерях, как, по вашему мнению, проходит летний детский отдых?
- Конечно, был, это один из основных видов моей деятельности. В мои функциональные обязанности входит следить за тем, чтобы права и законные интересы детей соблюдались, в том числе и во время отдыха.
Число отдыхающих детей, так же, как и сумма средств, выделяемых из республиканского бюджета на отдых детей, ежегодно растёт. Конечно, не у всех лагерей одинаковые бытовые условия, но в то же время, к примеру, в Алатырском районе есть лагерь «Янтарный», где удобства на улице. Каждый раз, посещая его, я интересуюсь у детей, нравится ли им в «Янтарном» отдыхать, и выясняется, что им там действительно нравится. Значит, эти бытовые неудобства компенсируется природой и качеством работы педсостава. Кстати, в наших лагерях отдыхают дети и из других регионов и не первый год. Им здесь нравится. Они не ущемляют права наших детей на отдых.
- Были ли в это лето какие-то происшествия в лагерях?
- При посещении лагерей я прежде всего обращаю внимание на безопасность. При Министерстве здравоохранения есть подразделение - Центр медицины катастроф, куда ежедневно собираются все данные по лагерям. За этот сезон на данный момент у нас у одного ребёнка перелом костей предплечья (получен во время игры в футбол), больше, кроме ушибов и ссадин, серьёзных происшествий нет. Пищевых отравлений также не было.
Жертвы взрослых конфликтов
- Каждый вторник с 13:00 до 17:00 вы осуществляете приём граждан по личным вопросом. С чем чаще всего обращаются?
- Проблемы самые разные, одна из них - это когда взрослые, когда-то бывшие близкими люди, не могут разделить ребёнка и квадратные метры. Отец, собственник жилья, выселяет своих детей с матерью в никуда. Взрослые люди даже в интересах ребёнка не могут общаться между собой, а ребёнок оказывается жертвой конфликта взрослых.
С вопросами по алиментам часто обращаются. Очень больная тема. Самая большая сумма задолженности жителя нашей республики по алиментам - около миллиона рублей! Тут абсолютное большинство обращений со стороны мам. Большинство неплательщиков нигде не работают, ведут асоциальный образ жизни.
- Как вы можете помочь? Какие рычаги воздействия у вас имеются?
- Всё только в рамках закона. Где мы можем вмешиваться, мы помогаем, подсказываем, куда надо обращаться. Есть в каждом районе отделы охраны детства, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних... При необходимости обращаемся и в полицию, и в прокуратуру. У нас самих нет права выходить в суд, но в федеральный закон собираются внести изменения, чтобы у нас тоже было такое право. Мы проводим выездные приёмы, стараемся за год охватить все районы республики.