aif.ru counter
188

Новый театр начинается не с вешалки

«АиФ»-Чувашия» №30 23/07/2014
В бывшем заводском цеху проходят последние репетиции будущей премьеры.
В бывшем заводском цеху проходят последние репетиции будущей премьеры. © / Камерный театр «Ars longa» / Из личного архива

Если мы уже привыкли к  частным вузам, частным детсадам и школам, то к частным театрам, склонным к экспериментам и авангардизму, многие относятся с недоверием. Оно и понятно: традиции, заложенные в советское теат­ральное искусство, глубоко укоренились в обществе.

Ситуация стала меняться только в последнее десятилетие. Причём изменения коснулись лишь крупных  культурных центров, таких, как Москва и Санкт-Петербург. Теперь к ним  могут присоединиться и Чебоксары, где на днях открылся первый (не только в Чувашии, но и во всём Приволжском федеральном округе) частный театр. Сегодняшний гость редакции - художественный руководитель театра «Ars longa» Антон Савельев.

Антон Савельев, художественный руководитель камерного театра «Ars longa». Фото: Из личного архива

Досье
Антон Савельев, художественный руководитель камерного театра «Ars longa». Родился в Чебоксарах в 1978 году. В 2001 году окончил Казанскую академию искусств и культуры по специальности «Режиссура драмы». Играл в Государственном ордена «Знак Почета» Русском драматическом театре (г. Чебоксары).

В заброшенном цеху

- Что вас заставило заняться этим непростым проектом?

- Ещё во время работы в Русском драмтеатре у меня появилось желание экспериментировать.  Объединившись в группу единомышленников, мы создали «Театральное товарищество» и начали ставить спектакли. Нам хотелось не­много «похулиганить». Но, как это часто бывает с новаторами, мы с первых же шагов столкнулись с трудностями - нам просто негде было репетировать и ставить свои спектакли. Дело в том, что сцена была занята с утра до вечера.  Я пришёл к выводу: надо во что бы то ни стало найти в городе подходящее место. В поисках будущей сцены перелистал все рекламные издания, пересмот­рел весь Интернет. Наконец, мне улыбнулась удача - я натолкнулся на предложение об аренде помещения на  бывшей «Первой площадке». Приехав туда, одновременно и ужас­нулся, и обрадовался. Перед моими глазами предстала часть заброшенного производственного цеха Чебоксарского электроаппаратного завода. Только от одного вида разрухи можно было сойти с ума. Единственным преимуществом был высокий потолок. Я сразу же прикинул: это даёт возможность свободно сконфигурировать внутренне пространство будущего театра.

Помог случай

- Подобрать площадку под театр - это всего полдела, я бы даже сказал, только прелюдия. Самое главное - найти спонсора.

- Вообще сами по себе поиски инвестора представляют огромную трудность, а в нашем деле - двойную. Предприниматели обычно куда вкладывают деньги? В реализацию проектов, которые гарантируют короткие деньги и большую прибыль. А что у нас? Камерный театр с туманными перспективами. В такой ситуа­ции на риск мог пойти только неравнодушный человек, глубоко преданный искусству и искренне болеющий за культуру. И такой спонсор, на наше счастье, нашёлся. Этот человек - Владимир Казаков.

- Как вы его нашли? Он сам вышел на вас?

- Можно сказать, помог счастливый случай. Дело в том, что я хорошо знал Кристину - дочь Владимира Николаевича. Она уже сама по себе неординарная личность: окончила факультет журналистики ЧГУ, учится в Чувашском республиканском институте культуры и искусств, является руководителем театра танца «Притяжение». Кристина также мечтала о своём театре, где можно было бы репетировать и ставить танцы.  А уговаривать Владимира Николаевича долго не пришлось - он сразу же подхватил нашу идею. Так создался коллектив единомышленников, объединённых одной целью - создать современный камерный театр. За четыре месяца удалось превратить заброшенный цех в театр с великолепным интерьером. Хочется сказать большое спасибо всем, кто оказывал нам бескорыстную помощь, и, в первую очередь, дружной семье прославленного художника, профессора Анатолия Данилова: ему самому, его жене Альфии Асляховне и дочери Елене, которые расписали внутренние стены амфитеатра. Очень поддержал нас и генеральный директор «Первой площадки» Валерий  Романов.

«Праски инке»  не будет

- С чего начинается ваш театр?

- Могу сказать одно: наш театр, точно, начинается не с вешалки.  Для нас важно, чтобы зритель ещё на подступах к театру почувствовал дух новаторства, чтобы затем, сидя в зале, погрузился в атмосферу сопричастности к действию, которое происходит на сцене, и сопереживал вместе с актёрами.

По сравнению с другими театрами, у нас нет рампы.  Сцена начинается с первых же зрительских рядов. И это накладывает особую ответственность на актёров, так как любая фальшь, любая неточность в игре будет видна, словно на рентгене. Сцена - небольшая, так что мы не сможем ставить пьесы, где участвует большое количество артистов. Самый оптимальный вариант для нас сегодня - шесть-восемь человек в труппе. Исходя из этого, мы и подбираем репертуар.  Можем замахнуться и на Шекспира. А почему бы и нет? Ограниченность сценического пространства вполне можно компенсировать техническими средствами. Без ложной скромности скажу: у нас в театре установлено самое современное оборудование ведущих мировых компаний. Только одно светотехническое оборудование стоит свыше двух миллионов рублей. Однако техническое оснащение, каким бы оно хорошим ни было, всего лишь сопутствующий элемент. Самое главный фактор успеха для любого театра - игра актёров.

Мы для себя задали очень высокую планку. Чтобы преодолеть её, нужны настоящие профессионалы, как, например, наш светорежиссер Антон Фомин, который работал с ведущими московскими театрами. В частности, он участвовал в постановке знаменитого мюзикла «Нотр-Дам де Пари». В труппе также подобрались настоящие профессионалы, люди, преданные своему призванию: Александр Шаповалов, Диана Яковлева. Кстати, оба они выпускники студии Валерия Николаевича Яковлева - народного артиста СССР, главного режиссёра Чувашского государственного академического драматического театра имени К.В.Иванова.

- Чувашским зрителям, особенно проживающим в сельской местности, нравятся такие пьесы, как, например, театральный сериал про Праски инке. Учитываете ли при составлении репертуара этот фактор?

- Однозначно могу ответить: «Праски инке…» в нашем репертуаре не будет. Но это не значит, что мы отказываемся от пьес, написанных местными авторами, или произведений, где изображена деревенская жизнь. Каждый жанр имеет право на существование. Раз зрителю нравится комедия с незатейливым сюжетом, почему бы не пойти ему навстречу? Но это не значит, что обязательно надо поддакивать дурному вкусу. Мы будем, говоря современным языком, мониторить своего зрителя, искать с ним точки соприкосновения, подтягивать его мировоззрение до уровня восприятия настоящего театрального искусства. Мы не будем зацикливаться на определённом направлении, поэтому планируем ставить пьесы и современных авторов, и классиков, приглашая при возможности актёров из других театров. 25-го июля, в день официального открытия театра, состоится премьера спектакля «Зима под столом» французского драматурга Роланда Топора. Это - сюрреалистическая комедия о любви. В последующем будут другие, не менее интересные  премьеры.

Репетиция камерного театра «Ars longa» Фото: Из архива театра

Кстати
Название театра «Ars Longa» - вторая часть известного изречения Vita brevis, ars longa (Жизнь коротка, искусство вечно), приписываемого знаменитому древнегреческому врачу Гиппократу.

- Любое частное предприятие в первую очередь рассчитано на получение прибыли.

- Мы понимаем, инвестирование в театральное искусство сложно назвать коммерческим проектом.  Конечно, мы рассчитываем на приток зрителей, которые хотят увидеть что-то новое, необычное и интересное. Но не зря говорят: «Нельзя класть все яйца в одну корзину». Так и с нашим театром. Фактически помещение, где он находится, является многофункциональным центром, где созданы прекрасные условия для проведения различных мероприятий: пресс-конференций, симпозиумов, семинаров и т.д. Можно демонстрировать и кинофильмы, ставить концерты, благо, для этого есть всё необходимое оборудование. Месторасположение также очень удачное: в центре, в удобной транспортной развязке. Одним словом, мы готовы «во всеоружии» встретить первых своих зрителей и с нетерпением ждём премьеры.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах