Примерное время чтения: 7 минут
276

Сто лет и вся жизнь. Русский драмтеатр отмечает вековой юбилей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ Чувашия № 21 25/05/2022
Александр и Татьяна Володины. Сцена из спектакля «Фальшивая монета».
Александр и Татьяна Володины. Сцена из спектакля «Фальшивая монета». Из личного архивa

В декабре Русский драматический театр отпразднует столетний день рождения. В течение всего года коллектив готовится к праздничным торжествам, ставит премьеры, открывает выставки, издаёт книги, снимает фильмы про историю театра и его людей. Наш сегодняшний разговор с актёром Александром Володиным тоже об этом – о признании в любви театру. 

«О чём плачут лошади»


Александр служит в Русском драмтеатре 16 лет, хотя связан с ним очень давно. Играл в школьном театре и ходил на спектакли РДТ, студентом проходил здесь практику и участвовал в первых спектаклях на профессиональной сцене. Женился практически в театре – с супругой Татьяной учился на одном курсе института культуры у педагога, народного артиста СССР В.Н. Яковлева. И дети этой театральной семьи растут за кулисами театра. 
Светлана Кузнецова, "АиФ-Чувашия": - В этом году вы получили специальный диплом жюри республиканского конкурса театрального искусства «Узорчатый занавес» за создание мужских образов в спектакле «О чём плачут лошади». Насколько важна и интересна была эта работа?
Александр Володин: - Постановка номинировалась на лучший спектакль года и действительно стала открытием, знаковым событием культурной жизни республики. И очень важной - в моей театральной карьере. Благодарен режиссёру Игорю Лебедеву за такое приглашение. Спектакль по произведениям Фёдора Абрамова на сегодняшний день для меня самый сложный и самый дорогой. Мы долго работали над ним, погружались в атмосферу русской деревни. Побывали на конной ферме, «пообщались» с лошадьми - никогда не забыть их умные, добрые, грустные глаза. Ездили на родину актёра Сергея Куклина, и там, в когда-то цветущей, а сегодня заброшенной, мёртвой деревне впитывали в себя каждый её уголок: узор наличника, покосившееся крыльцо, белёную печку без огня и тепла. Впитывали, фотографировали, размышляли. Грустили, конечно. 
Практически в сердце каждого человека живёт такая деревня – память уютного деревенского детства. Как это всё точно и тонко отразил Абрамов! Мы буквально жили этим спектаклем, подолгу проговаривали свои мысли и чувства на репетициях. И до сих пор эта пронзительная история не отпускает нас и многих зрителей… 
- В этом спектакле у вас была ещё одна миссия – работа со светом.
- Как художник по свету в нашем театре я оформил уже более 40 спектаклей, очень разных по содержанию. Работа со светом – потрясающее творчество, я получаю от этого огромное удовлетворение. Как актёр я знаю, как нужно выставить свет, чтобы наиболее удачно подать артиста, создать особую атмосферу на сцене, подчёркивающую идею драматурга. Всегда учитываю замысел режиссёра, но стараюсь придумать много интересного и не повторяться ни в одной работе. Хорошо, что современная аппаратура позволяет делать свет самостоятельным «актёром» на сцене, и многие зрители это ценят в спектаклях нашего театра.

Не оставлять равнодушными!


- Вы не только играете, но и придумываете свои истории. Киберсказка «Виртуальные приключения Сони и Вовы» полюбилась детям, её высоко оценили взрослые. 
- Сказка о приключениях детей в компьютерном мире не только интересная, но и технически сложная. Маленькие зрители увлекаются и сюжетом, и специальными эффектами. Очень надеюсь, что после просмотра нашей истории дети, садясь за папин или мамин компьютер, не допустят ошибок, о которых их предупреждала постановка. Мне очень нравится работать для детей. Детские спектакли должны не только развлекать, но обязательно быть поучительными и добрыми. И конечно, красочными. Чтобы ребёнок выходил со спектакля с вопросом: «А когда мы снова пойдём в театр?»
- Каким бы ни был репертуар, классическим или авангардным, театр должен быть современным. На ваш взгляд, что помогает театру идти в ногу со временем?
 - Спектакли должны трогать зрителя. Заставлять думать, радоваться, удивляться, сопереживать. Не только смеяться, но и плакать. В общем, не оставлять равнодушными! Единственное, что я не принимаю в современном театре – это мат и откровенную эротику. Мне нравится современная драматургия, но и классика актуальна на все времена – меняются поколения, а проблемы людей остаются практически теми же. А ещё, я уверен, театр – сильнее и эмоциональнее, чем кино. Его уникальность в том, что здесь и сейчас идёт мощный обмен энергетикой актёров и зрителей. Здесь и сейчас они вместе ищут ответы на простые и сложные человеческие вопросы. Артисты и зрители вместе влюбляются, умирают, теряют и находят друг друга. Только театр даёт такую возможность сопереживать и проживать сразу несколько жизней. И главное – задумываться над своей! 
- Два актёра в семье – это сложно?
- Да, нас предупреждали педагоги в институте, что актёрская семья, да ещё и в одном театре – это опасно, не все справляются. Но мне кажется, что за 13 лет совместной жизни мы нашли свой ключ к решению этой проблемы. Мы не смешиваем работу и дом. Я даже уверен, что есть плюсы в таком партнёрстве - двум актёрам в семье легче! Ведь они понимают сложности профессии и поддерживают друг друга, особенно во время премьеры. И самое главное – у меня замечательная жена!
- А какие роли Татьяны кажутся вам наиболее удачными? 
- Роли, которые ещё впереди! Мне нравится всё, что сыграла Татьяна, она многогранная, глубокая актриса. Она и в сказках хороша, и в серьёзных ролях. Её Маленький принц, безусловно, большая удача. Но два декретных отпуска сказались на её работе в театре… И потому всё главное и лучшее у Татьяны Володиной ещё впереди!

У театра особая миссия


- Актёру важно признание. Чья оценка вам особенно дорога?
- Безусловно, признание - это показатель того, что работаешь не зря, не в пустоту. Мнение коллег – высшая профессиональная оценка. Но не менее важно, как оценивают работу зрители, близкие, друзья. И особенно дорого, когда тебя хвалят твои педагоги. Это люди скупые на похвалу, как строгие родители. Но когда это случается, трогает до слёз. Мне, моему курсу повезло на педагогов, начиная с Валерия Яковлева, который был очень требовательным и задавал стандарты мастерства, продолжая не только педагогами, но уже и коллегами – Галиной Холопцевой, Ларисой Родик, Татьяной Яфановой. Мы и сегодня у них учимся. 
Театр – уникальная работа. Люди годами, десятилетиями работают в одном театре, иногда до самой смерти. Все про всех всё знают. В основном все друг друга любят. Как родственники, помогают в разных вопросах – не только творческих, но и в бытовых. Мы все друг у друга учимся, друг друга поддерживаем. Это настоящая вторая семья. Я счастлив, что служу в самом лучшем театре на свете!
- Ваш театр часто участвует в театральных фестивалях, выезжает на гастроли, и у вас есть возможность сравнить чебоксарского зрителя с теми, кто приходит на ваши спектакли в других городах. Они разные?
- Очень! Зачастую один и тот же спектакль вызывает разные реакции. Например, во время сцены, на которой у нас в зале – тишина, в Сарове или в Казани – шквал оваций. И наоборот. Это удивительно! Не в каждом городе могут принять современную пьесу, а где-то зрители отказываются от «махровой» классики. В нашем театре есть зрители, которые ходят на один и тот же спектакль по многу раз. Они понимают, что театр – живая структура, он может быть совершенно разным в разное время. Такие зрители – настоящие гурманы.
- И всё-таки как бы вы сформулировали, почему в театр ходить необходимо?
- Театр – это чудо присутствия, волшебство. Это состояние реального сопереживания, которое не даёт ни кино, ни книга, потому что на сцене – живые, реальные люди, хотя и актёры. Наполняйте свои души эмоциями. И в трагедиях, и в комедиях, и в сказках. Ходите в театр не просто чаще, ходите с детьми, приучайте их искать ответы на жизненные вопросы в стенах театра. В театре с нами говорят не политики, а писатели, драматурги и режиссёры – наши с вами современники. 

досье
Александр Володин. Родился 16 января 1983 года. В 2006 году окончил Чувашский государственный институт культуры и искусств по специальности «Актер драматического театра и кино». С июля 2006 года работает в Русском драматическом театре. 19 мая 2022 года Александру Володину присвоено звание «Заслуженный артист Чувашской Республики». За 16 лет работы в РДТ он сыграл в 50 спектаклях. Сегодня он играет несколько ролей в «Поединке» и в «О чём плачут лошади», Аркадия Кирсанова в «Отцах и детях», почтмейстера Шпекина в «Ревизоре», адвоката Лужина в «Преступлении и наказании», Мефистофеля в «Маленьких трагедиях Александра Сергеевича Пушкина», в других спектаклях.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах