Примерное время чтения: 7 минут
995

Возрождение бересты. Современные веяния в народных традициях.

Уклон в сторону природных и экологически чистых материалов в быту в последние годы стал всё более заметен, и это не может не радовать, считает наш гость - мастер народных художественных промыслов, преподаватель берестяной пластики по оригинальной авторской технологии Надежда Степанова.

Неженская работа

Досье
Надежда Степанова родилась 2 января 1965 года в деревне Усландыр-Янишево Вурнарского района Чувашии. Окончила химический факультет ЧГУ и Московский народный университет искусств по специальности «Станковая живопись». Мастер народных художественных промыслов Чувашской Республики, педагог дополнительного образования Дворца творчества г. Чебоксары. Ежегодный участник всероссийских конкурсов ремёсел.

- К этому виду ремесла я пришла совершенно случайно, методом «тыка», - ведёт рассказ мастер. - Первоначально я занималась городецкой росписью, а постепенно уже более плотно подходила к изучению видов промыслов, существующих в России. Помню, пришла в Национальную библиотеку Чувашии и просидела там весь день, не отрываясь от книг, - настолько меня это захватило! Ранее берестой я не занималась, но с работой по дереву знакома не понаслышке: мой отец был мастером на все руки, его изделия - резные рамы, ножи, веретена - славились на всё село, а я, как старший ребёнок в семье, была его главным подмастерьем. Да и к тому же я училась в деревенской школе, где не было предметного разделения между мальчиками и девочками: на трудах все занимались одним и тем же - делали деревянные вешалки, гнули крючки, учились работать с различными инструментами. Так что гвоздь, молоток, стамеска - это моё всё, - шутит Надежда Ивановна. - Муж работает со мной вместе, он мой главный цензор, я ему полностью доверяю во всём. Вот у него как раз серьёзное художественное образование. Дочери тоже помогают, хотя старшая, Вика, учится сейчас в Казани, а младшая, Таня, серьёзно занимается спортом.

Фото: Из личного архива

Возвращение к традициям

- Почему же такой вид творчества, как изготовление изделий из бересты, не прижился в Чувашии, не развился так, как в других регионах?

- Изначально у нас тоже делались туески, которые украшались тиснением, плелись берестяные кошели. Но ремесло не выдержало конкуренции. Изделия продавались перекупщикам за копейки. А свободно приходить в леса за корой не разрешалось. Нужно было выкупить делянку и только после этого обдирать кору, а для этого приходилось объединяться. Добыча материала оказалась не по карману мастерам нашего региона, и потихоньку они перестали заниматься этим ремеслом на продажу. А для себя - особой необходимости уже не было, так как появилась альтернатива из других, более доступных материалов.

Фото: Из личного архива

Но сейчас вновь стала пользоваться спросом берестяная посуда, сделанная на современный манер: она очень удачно вписывается в интерьер. А ещё мы стали изготавливать изделия с чувашской национальной символикой. Это не так просто: чувашский узор - правильный, угловатый, он, по сравнению с традиционным русским, не настолько практичный, во время выполнения может ломаться. Немного напоминает северные узоры, только те выскабливают, а чувашский - вырезают.

Современных направлений стало столько, что у каждого автора - свой собственный неповторимый стиль, а у каждого региона - свой берестяной промысел. В 2013 году мы с семьёй и с одной нашей ученицей участвовали в фестивале-конкурсе «Золотая береста», где собрались 80 мастеров со всей России, начиная с Камчатки и заканчивая Архангельском. И в этом краю, где традиционно и по сей день в каждой семье занимаются берестяным ремеслом, мы смогли не ударить в грязь лицом и получили специальный приз главы Великоустюгского района Хабарова. Заданием было - с нуля, то есть с чистого куска бересты, за четыре часа изготовить конкурсную работу. Было страшно, но работа не осталась без внимания, - признаётся Надежда Ивановна.

«Природная» тенденция

- Сколько сейчас у вас учеников? Каждый ли остаётся с вами на протяжении трёх лет обучения?

- Около 40 человек. Конечно, бывает, что бросают учёбу, не находя себя в этом ремесле. Но есть и очень талантливые ребята: два-три человека - лауреаты премии Президента России, есть стипендиаты главы республики. Есть те, кто отучился и сам преподаёт технику берестяного плетения в Москве. Один урок длится 2,5 часа, но ребята всегда засиживаются на час-два подольше. И мне никогда не бывает жаль своего времени, когда вижу, как у них горят глаза!

Фото: Из личного архива

- А кто составляет основной сегмент ценителей-покупателей берестяных изделий?

- Дети подчас не отличают дерева от коры, многим молодым людям это также не очень интересно. Так что в основном это люди зрелого возраста, которые понимают ценность и практические свойства такого продукта, как береста. Но в большинстве своём они не могут приобрести крупные и дорогостоящие работы. Приходят к нам эстетики ради, чтобы посмотреть, полюбоваться, набраться впечатлений, а на память покупают небольшой сувенир.

В 2011 году я выиграла грант Минэкономразвития ЧР, часть которого потратила на приобретение лазерного станка. Теперь какие-то детали я могу вырезать с помощью оборудования, а это значительно экономит время и снижает стоимость изделия. Сборка, в любом случае, будет производиться вручную, но изделие будет стоить в десять раз дешевле. И с годами я стала замечать, что люди всё больше стали обращать внимание на экологичность и натуральность материалов, и поэтому интерес к нашему ремеслу только растёт!

Фото: Из личного архива

Кстати, береста - это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Этот экологически чистый материал обладает великолепными бактерицидными свойствами и большой положительной энергетикой.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

ТОП 5 ЧИТАЕМЫХ

Самое интересное в регионах