Сложно представить современную жизнь без мобильных сервисов и гаджетов. Последним веянием масштабной цифровизации стало активное использование социальных сетей, причём не только для дружеского общения, но и для получения госуслуг. К тому же свои аккаунты в «Инстаграме» или во «Вконтакте» есть даже у представителей власти и министерств. Еженедельник «АиФ» – Чувашия» заглянул на странички первых лиц региона и на современные сервисы.
Вопросы цифровизации Чувашии поднимались ещё в начале этого года. Ещё в своём Послании глава республики Михаил Игнатьев поставил задачу в ближайшие два года обеспечить широкополосный доступ социально значимых объектов региона к сети Интернет. Он отметил, что «за 6 лет в Чувашии выстроена эффективная система предоставления государственных и муниципальных услуг в
электронном виде. В марте 2019 года в регионе были утверждены паспорта 5 региональных проектов: «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Кадры для цифровой экономики», «Цифровое государственное управление». Документы разработаны в целях реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». К примеру, в рамках регионального проекта «Информационная инфраструктура» к концу 2021 года доступ к Интернету получат 35 фельдшерско-акушерских пунктов, свыше 300 образовательных учреждений по всей республике.Обычное человеческое общение
С июня этого года в регионе запущена система «Инцидент-менеджмент», которая мониторит обращения и комментарии пользователей на страничках, где идёт активное обсуждение общественно значимых проблем. Больше всего обращений поступает через «ВКонтакте». «Система «Инцидент-менеджмент» отбирает в социальных медиа значимые сообщения: негатив, жалобы, вопросы, отзывы, благодарности. Внедрение системы позволяет установить прямой диалог между населением и властью, выявлять болевые точки, оперативно устранять недостатки в сфере благоустройства, ЖКХ, дорожной инфраструктуры и так далее», – рассказывает министр информационной политики и массовых коммуникаций Чувашии Михаил Анисимов. В министерстве пояснили, что на основании обращений и информации из соцсетей собирается информация, которую принимают в работу как обратную связь от населения. В том числе и для того, чтобы сформировать рабочие поездки главы республики по региону.
На встрече с представителями СМИ глава республики Михаил Игнатьев неоднократно интересовался у порталов-гигантов о том, какие вопросы чаще всего интересуют подписчиков, какие темы наиболее обсуждаемы и что волнует интернет-сообщества. В последнее время для диалога с населением активно используются современные методы. Такие, как, например, прямой эфир во «ВКонтакте». На днях в соцсети крупнейшего паблика Чувашии, чья армия подписчиков насчитывает почти 300 тыс. человек, появился анонс прямого эфира с главой республики.
Селфи с министром
Сам Михаил Игнатьев активно ведёт свою страничку в «Инстаграме». На ней он рассказывает не только о работе, встречах, решениях, но и показывает, как проводит досуг: занимается спортом, посещает концерты или трудится на садовом участке. За жизнью в Сети главы Чувашии наблюдают более 27 тысяч подписчиков.
В Интернет по примеру руководителя региона ушли и министры. Практически все они ведут свои аккаунты. С разной активностью и эффективностью, но попытка есть. Тем более посыл общаться с населением таким образом транслируется сверху. Хотя замглавы Роскомнадзора Александр Панков ещё два года назад предупреждал, что идея обязать госорганы вести страницы в соцсетях плохо согласуется с физическими возможностями госслужащих, по его мнению, им придётся выделять время и силы на новую обязанность в ущерб эффективному решению других задач. Однако, как дал понять на Российском интернет-форуме 1-й замглавы администрации президента Сергей Кириенко, активная работа в соцсетях – это теперь прямая обязанность губернаторов. Он позитивно оценил тех глав регионов, кто общается с народом не только онлайн, но и способен быстро оказаться там, где нужна помощь. По словам Кириенко, «золотой стандарт» работы власти в соцсетях – это не просто написать человеку ответ на его обращение, «нужно самостоятельно совершать как минимум три звонка в день к обратившимся за помощью людям и один раз в неделю стоит приехать и лично посмотреть, как власти реагируют на жалобы».
Ближе, чем кажется
По сути, социальные сети дают возможность донести до власти реальную картину происходящего в регионе, живо реагировать на события и помогают решать проблемы. Представьте, для того, чтобы написать в министерство, достаточно просто иметь смартфон и выход в Интернет.
В Чебоксарах уже год, как запустили портал «Открытый город» – это аналог московского «Активного гражданина». На сайте зарегистрировалось более 41 тысячи горожан и прошло почти 100 голосований-опросов. Нужный эффект от этого инструмента получен. Мнения чебоксарцев учитываются при принятии многих важных решений.
В прямом эфире
Кроме этого, в регионе активно проходят отраслевые прямые линии в Интернете. Они дают возможность органам власти вести открытый диалог с населением, узнавать о волнующих людей вопросах и темах, помогать их оперативному разрешению. Такой формат общения с жителями активно использует в своей работе глава Чувашии Михаил Игнатьев. В середине октября руководитель региона отвечал на вопросы жителей республики в прямом эфире «Национального радио Чувашии» и «Тӑван радио». Успешно состоялась и прямая линия на «Национальном телевидении Чувашии».
В режиме онлайн на вопросы граждан отвечают и руководители министерств и ведомств. Ближайшие проведёт Минтруд Чувашии (5 декабря) и Министерство спорта Чувашии (19 декабря). Все прямые линии транслируются в режиме онлайн на видеохостинге органов власти Чувашской Республики по адресу video.cap.ru. Начало – в 15:00. Вопросы принимаются через специальную электронную форму или в форме видеообращения в мессенджер «Там-Там».
Оцените суперсервисы
По регпроекту «Цифровое государственное управление» продолжается развитие электронных форм взаимодействия государства и общества. Так, в скором времени заработают суперсервисы – новый тип государственных электронных услуг. Система автоматически предложит гражданину весь комплекс услуг при возникновении той или иной жизненной ситуации, к примеру, при рождении ребёнка. Жителей Чувашии приглашают оценить пять новых суперсервисов. Минкомсвязь России представило прототипы пяти новых суперсервисов: «Трудовые отношения онлайн», «Цифровые документы об образовании онлайн», «Моё здоровье онлайн», «Онлайн-помощь при инвалидности», «Имущество онлайн». Страницы новых суперсервисов появились в на портале госуслуг.
Суперсервис «Трудовые отношения онлайн» позволит дистанционно заключить и расторгнуть договор с работодателем, а также зарегистрироваться в центре занятости и подобрать вакансии. С сервисом «Цифровые документы об образовании» всегда будут под рукой юридически значимые электронные аттестаты, дипломы, результаты экзаменов, олимпиад и конкурсов. «Моё здоровье онлайн» – это возможность пользоваться медицинскими документами в электронном виде, записываться к специалистам и следить за своими показателями здоровья. Сервис «Онлайн-помощь при инвалидности» существенно упростит процесс оформления инвалидности и получения пособий. «Имущество онлайн» поможет, не выходя из дома, оформить право на земельный участок.
Отмечается, что суперсервисы – новый тип государственных электронных услуг, сводящий к минимуму использование бумажных документов и необходимость посещения госорганов. Сервис построен на анализе жизненной ситуации человека и предоставлении необходимого комплекса услуг, а также помощи в оформлении положенных льгот и выплат практически «в один клик». В настоящее время представлены проекты первых 15 суперсервисов из 25.