aif.ru counter
564

Геннадий Тафаев: «Вся сила в народе»

Статья из газеты: «АиФ»-Чувашия» №46 12/11/2014

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной истории Чувашского педагогического университета о толерантности, пьянстве и партнёрстве с Китаем

Геннадий Тафаев / Из личного архива

Как может отразиться на чувашском народе украинский конфликт? Почему чуваши исконно толерантны? Нужно ли республике партнёрство с Китаем? В чём сила Чувашии? почему в республике распространено пьянство?

На все эти вопросы имеет своё видение нестандартно мыслящий доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной истории Чувашского педагогического университета Геннадий Тафаев, который стал гостем редакции «АиФ»-Чувашия».

Досье
Геннадий Тафаев. Родился 27 ноября 1953 года в деревне Большое Аккозино Мариинско-Посадского района ЧР. В 1995 году он защитил докторскую диссертацию. В 1999 году стал профессором. В 1998-1999 годах прошёл обучение в открытом университете Израиля. С 2000 года - председатель чувашского отделения российского общества социологов. С 2010 года работает на кафедре отечественной и региональной истории ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

- Есть ли у вас, как у историка и политолога, своё видение ситуации в Украине?

- Прежде всего, меня беспокоит то, что Россия переживает очередной период всплеска. У нас любят крайности: то революция, то сталинские репрессии, то брежневская карточная система. Я сам вышел из советской системы и делаю вывод - наше государство не может жить спокойно, без  экспериментов. И, как ни странно, эти субъективно волевые, сиюминутные, излишне эмоциональные эксперименты всегда не предсказуемы.

Если посмотреть на украинский вопрос с позиции  истории, то Украина, Белоруссия и Россия до 1237 года вместе назывались древнерусским государством, вместе приняли православие. В них даже не русский, а православный дух, православный код цивилизации. У нас единая генетика, мы славяне, мы братья. А это единство раскалывают. Кому это выгодно? Конечно, тем силам, которые не любят Россию. Русские воюют с православными украинцами, а что будет дальше? Ведь более-менее спокойно жили - никаких санкций и перегибов в отношениях ни с США, ни с Европой. И вдруг опять эксперименты. К тому же, украинский конфликт дал почву для обострения шовинизма у нас в России, в том числе и в Чувашии, надо и через эту призму смотреть. Что касается Украины, то я считаю, что геополитика требует своё, нам нужен Крым как непотопляемый авианосец, как Окинава - для США. Но Крым вышел нам боком, потому и обострение.

Главное - угодить

- Вы считаете, что в Чувашии есть шовинизм? Но ведь многие считают чувашский народ самым доброжелательным, гостеприимным и толерантным.

- Я приведу несколько исторических фактов. Толерантность в чувашах - это опять-таки историческая закономерность. В крови чувашской нации нет радикализма. Этнопсихология чувашского народа формировалась во времена татаро-монгольского нашествия. Батый уничтожил из 3 миллионов болгар 1 млн 300 тысяч человек (это 34 города и более 300 населённых пунктов). Выжившие болгары были вынуждены уйти в горы и леса на ту территорию, где мы сейчас живём. Часть из них ушла в Удмуртию, а часть приспособилась и стала служить татарам. А потом ещё и Тамерлан начал истреблять болгар и уничтожил 800 тысяч населения - 170 городов и более 2000 поселений. Почему нет радикализма? Да потому, что его генетически вырезали, выдавливали, уничтожали.  Чуваши исконно приспосабливались к работе, службе в армии, строительству… Наш чувашский менталитет - угодить. Нефти нет, газа нет, полезных ископаемых нет, предприятия проданы… Вся сила Чувашии в трудолюбии, выносливости, стойкости, живучести, силе воли чувашского народа. Сломать и уничтожить чуваша очень сложно.

История - это одна из форм воспитания молодёжи. Фото: Из личного архива / Геннадий Тафаев

Спиваемся

- Глобальная проблема Чувашии - пьянство. Вроде бы пьёт вся Россия, но в республике это принимает колоссальные масштабы. С чем это связано? И на этот вопрос у вас своё мнение?

- Думаю, это связано, в первую очередь, с экономикой и стрессовой ситуацией, как это ни странно звучит. Пьют те, кто уезжает на заработки в Казань, Москву, Нижний Новгород и другие города.  И вот что удивительно - они ведь по 100 - 200 тысяч привозят, но 20-30 из них пропивают. Тяжёлая работа, разлука с семьёй - причина стресса, который снимается вином. Опасность в том, что пьёт благополучная, трудолюбивая часть населения. Вторую причину пьянства я вижу в дечуваширизации. Другими словами, тот самый сильный чуваш, который воспитывался многими поколениями, деградирует. Почему? Потому что мы потеряли свою историю, мы не националисты, не радикалы. За 25 лет чувашское население сократилось на  500 тысяч.

Кстати
Профессор много сил вложил в реализацию общественной программы «Народы России: возрождение и развитие», являлся руководителем межрегиональной программы «Новейшие политические партии и нацио­нальные движения респуб­лик Поволжья и Приуралья». Им опубликовано более 200 научных трудов, включая 18 монографий и более 70 книг, научных сборников, учебников и учебных пособий для учеников, студентов, учителей.

Даёшь губернизацию!

- В последнее время вся респуб­лика следит за тем, как развиваются отношения Чувашии и Китая. Как вы считаете, у этого сотрудничества есть будущее?

- Думаю, нам не стоит идти на этот заигрыш с китайцами.  Вспомним историю. Фактичес­ки западных хунну (предков чуваш) разгромили китайцы, это было в 71 г. до Н.Э., и мы были вынуждены  уйти из империи хунну. Древнее китайское наследие дошло и до нас. В чувашском языке есть более 100 слов из китайского языка. Сохранились традиции в танце, в музыке…  И мы, и китайцы это знаем. Почему они сюда идут? Потому что китайцы исторически более-менее знают только чувашский народ. А Чувашия в сегодняшнем положении сотрудничает с Китаем вероятнее всего из-за отсутствия альтернативы. Мы ищем защиты, и Китай - это наша подстраховка.

Вообще, как историк и политолог, я вижу два пути развития Чувашии. Проведение губернизации, т.е. ликвидация национально территориальных субъектов в Российской Федерации,  потому что украинская ситуация показала, что рано или поздно придётся проводить административную реформу, и мы не можем существовать с той административной структурой, которая была создана ещё при Сталине. Второй вариант, когда крупные этносы постараются включить в свою территорию малочисленные этносы.  Так что на вопрос,  что будет с чувашами, я одно­значно ответить затрудняюсь. Вижу два пути. Верный (я, как историк, это понимаю) - это ликвидация национальных территориальных субъектов, чтобы не повторилась такая же ситуация, как в Украине.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Оплачивают ли больничный лист индивидуальному предпринимателю?
  2. Как долго оформляется загранпаспорт?
  3. Почему почти каждый ме­сяц меняется размер субсидии за ЖКУ?
Считаете ли вы себя и свою семью представителями среднего класса?