Примерное время чтения: 7 минут
817

Моряк о воспитании, олигархах и хорошей литературе

Фото: АИФ

Валерий Владимирович Голев, выпускник штурманского факультета Ленинградского высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола – человек неуёмный. Воспитатель, преподаватель речного-морского дела, ОБЖ, истории армии и флота чебоксарской кадетской школы имени Героя Советского Союза полковника А. В. Кочетова, начальник молодёжного спортивно-технического клуба «Юный патриот» Чебоксарской объединённой технической школы ДОСААФ России, председатель Чувашского регионального отделения Общероссийского общественного Движения поддержки флота искренне сожалеет о том, что в сутках только 24 часа. Потому что, по его признанию, «успел бы сделать нужного и полезного» ещё больше.

– C первого класса я уже твёрдо знал: стану моряком. В пятом – зародилось желание стать военным. В восьмом начал готовиться к службе на подводных лодках. Не всё получалось легко и сразу. Но упрямо шёл к своей мечте. Не видя цель, невозможно её поразить. Главное – чётко определить цель. И ещё: прямой путь – не всегда самый короткий. Служил на подводных лодках Тихоокеанского флота. До сих пор считаю, что океан – моя стихия. Сейчас я – педагог, занимаюсь патриотической работой. Увы, не всех возможно воспитать людьми, любящими свою Родину. Стать патриотом может не каждый. Иначе не было бы предателей. Понятие патриотизма у всех разное, несмотря на словарные определения и трактовки. Многое зависит от семейных ценностей и традиций, большое влияние может оказать и общество. В России сейчас Вооружённые силы – рабоче-крестьянские, а правящий аппарат обслуживает олигархов, для многих из которых Родина – понятие расплывчатое, эфемерное, не тождественное России. Неправильно общество и власть относятся к учителю, педагогу. Унижение учителя — это унижение общества. Современное российское общество унижено. Человеческое достоинство, честь должны стоять выше почестей и наживы. Сегодняшнее поколение двадцати-, тридцатилетних, увы, недополучило воспитания в силу постоянных реформ.

Я не выбираю «сильных» детей. Работаю со всеми, кто ко мне пришёл, с кем свела жизнь. Нужно, чтоб они научились преодолевать трудности и своё «я», и общество получит созидающего, счастливого гражданина. Кто-то станет хорошим исполнителем, кто-то – учёным, кто-то взлетит высоко по карьерной лестнице. Главное, чтобы они умели соразмерять свои амбиции и возможности. И постоянно себя совершенствовали: жизнь не стоит на месте, общество требует от нас новых умений, знаний, личностных качеств. Учу воспитанников не только побеждать, но и достойно переносить поражения, делающие нас сильнее, опытнее, мудрее. Один битый трёх небитых стоит.

В воспитании наиболее эффективен личный пример. Если ты говоришь одно, а делаешь другое, тебе не будут доверять. Педагог «распят» публичностью, он постоянно на виду. Это – каждодневный труд души, воли, ума. Труд не только над собой, но и во имя развития учеников. С себя требую много.

– Вы – руководитель ветеранской организации. Чем приходится заниматься?

– Альфа и омега нашей деятельности – патриотическая работа. Готовим и проводим соревнования по военно-прикладным, техническим видам спорта. Организовываем конференции, выставки, кают-компании, реализуем патриотические проекты. Занимаемся популяризацией исторических, морских знаний. Воюем с беспамятством, против «иванов, не помнящих родства». В Движение поддержки флота входят 63 региональных отделения. Чувашское отделение – в тройке лучших. Недавно мы заняли третье место в городском конкурсе ветеранских организаций «Ветераны – в строю». Коллективный член нашей организации – клуб «Юный патриот» ЧОТШ ДОСААФ России, которым я руковожу с 2003 года. Радуюсь успехам своих курсантов – и на «Крузенштерне» ходят, и побеждают в международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских соревнованиях. Поступают на учёбу в высшие, средние военно-морские, морские, речные, рыбопромышленные учебные заведения России. Часто звонят и приезжают, делятся радостями, огорчениями. Связи с ними не теряю. Сам многому у них учусь.

– Мало того, что Вы – активный общественник с широким диапазоном (Валерий Голев — постоянный организатор республиканских соревнований по гребле на шлюпках, прикладному морскому и военно-прикладному многоборью, конференций, выставок — прим. ред.), ещё и автор книг «Морской флажный семафор для детей и взрослых», «Морские узлы. Флажный семафор. Лёгость», всевозможных методразработок, статей в журналах… А себя сможете ли назвать писателем?

– Нет, писательству только учусь. Есть потребность писать. Я и пишу. Приходят хорошие, добрые отзывы от людей. Значит, нужен кому-то мой труд. Читатель, переживая мой опыт, находит ответы на свои вопросы. Получаем восторженные отзывы на нашу недавно вышедшую детскую книгу «Поворот фордевинд». Новой литературы для детей, увы, мало, и она почему-то «спустилась в подземелье» – в ней кишит нежить, нечисть, гоблины, вампиры… Молодёжь уходит от таких героев в виртуальный мир! Им хочется читать книжки о сверстниках, о таких, как они, их приятели по двору. Шукшин учил: «Макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь». Интересная идея родилась: написать портрет современного города, вроде щедринского города Глупова. Лично знаком с прототипами незабвенных ревизоров, остапов бендеров, городничих, генералов, которых кормит один мужик. Эти персонажи неистребимы! Диву даюсь: Шекспир – мой современник, единомышленник! И сегодня нам «тоска смотреть, как глупость лезет в свет, и видеть мощь у немощи в плену»… Вся жизнь сегодня оказалась завязана на ничего не значащих деньгах, которые зло шутят над людьми! О многих моих сверстниках, увы, можно утверждающе сказать, что у них дома только одна книга – сберегательная. Литература – сердце русской культуры! Истина – не в нар­котиках и не в вине! Люди, читайте Конфуция, Грасиана, Толстого, Чехова, других классиков! Выйдите из сумрака! Не теряйте оптимизма. Не в силе Бог, а в правде! А деньги иногда слишком дорого стоят. Нас спасёт каждодневный труд. Надо просто делать своё дело!

Бывает, что времени в сутках не хватает. Особенно на писательский труд. Но, к счастью, возраст хороший наступил. Осваиваю науку всё раскладывать по полочкам, всему находить время. Да и тыл у меня надёжный: любимая супруга – и единомышленник, и психоаналитик, и секретарь, и Муза. Неоднократно убеждался, что она знает меня лучше, чем я сам. Некоторые книги вместе пишем. Процесс порой захватывает. Задраиваем шторы, «чтоб не знать, какой век за окном». Спорим, бегаем по дому, роемся в справочниках, словарях… Но результат трудов радует. За нами с пониманием наблюдают наши кошки – Кузьма, Ларочка и Дуся. Учат нас радоваться жизни, быть благодарными.

Коллекционирую хорошие ощущения. Счастья, удовлетворения, победы, вкуса жизни. Удовольствие – выпить хороший кофе, перечесть несколько страниц любимой классики, созерцать хорошие картины, вглядываясь в давно ушедшие лица, находить в них приметы эпохи. Восхищаюсь картинами нашего чебоксарского художника Николая Прокофьевича Карачарскова. Какой талантище! Люблю просто погулять, никуда не торопясь. Заняться «умным думанием», как советовали древние философы. Это помогает собраться с мыслями, определить приоритеты.

А недавно вдруг приснилось, что стал президентом России. Проснулся, ущипнул себя побольнее. У меня и так дел много. Служение Отечеству – мой образ жизни.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

ТОП 5 ЧИТАЕМЫХ

Самое интересное в регионах