Чувашия богата оригинальными талантами. На весь мир прославило республику шоу тракторов. Где ещё, кроме Чебоксар, можно увидеть танцующие бульдозеры? Не менее экзотично смотрятся и проводимые в Чувашии ежегодные международные фестивали художественной резьбы по дереву бензопилой. Сегодняшний наш гость - их бессменный организатор, скульптор Евгений АКИМОВ.
Евгений Акимов родился в Алатыре в 1975 году, выпускник Богородского художественнопромышленного училища и худграфа Чебоксарского государственного педагогического университета. Кандидат педагогических наук, заведующий мастерскими кафедры технологии и предпринимательства технологоэкономического факультета ЧГПУ.
В минувшие выходные чебоксарцев, отмечавших День города в парке имени 500 летия Чебоксар, привлёк громкий рёв моторов. Те, кто пошли на этот звук, не пожалели. Они стали свидетелями удивительного зрелища: прямо на их глазах за считанные минуты под грозными инструментами, которыми обычно валят в тайге лес, из обычных сосновых поленьев рождались уникальные произведения искусства.
Море адреналина
- Евгений Александрович, почему для создания своих произведений вы выбрали такой совершенно «нехудожественный» инструмент?
Все привыкли к тому, что резьба по дереву - это кропотливая долгая работа. Но мир не стоит на месте, всё время в искусстве появляются какие-то новые направления, резьба по дереву бензопилой - не исключение. Это не только искусство, но и экстремальный спорт, который даёт море адреналина.
- Но это же очень опасно!
- Если уметь правильно пользоваться бензопилой и соблюдать азы техники безопасности (надевать защитную одежду, наушники, очки), то нет ничего страшного. Тем более, что все современные импортные инструменты, которыми мы пользуемся, достаточно травмобезопасны.
- А отечественная пила «Дружба» для этого не подходит?
- Я бы пользоваться ею не советовал.
- Такая опасная?
- Не только, еще она очень тяжелая. Те пилы, которыми мы сейчас пользуемся, весят более 5 килограммов. Но и такой пилой работать не просто, тем более, когда над скульптурой приходится корпеть по 8 - 12 часов.
- Какие основные трудности возникают во время работы?
- Главное, не отпилить ничего лишнего, потому что случайно «оттяпанный» кусок обратно уже не приставить. Спилил не так, значит, уже надо передумывать по ходу всю композицию скульптуры. Особенно сложно участвовать в блиц-соревнованиях, когда на всю работу отводится всего 40 минут. Тут нужно быть особенно внимательным.
Искусство с лесоповала
- Откуда пошла традиция проведения фестивалей «бензовыпиливания»?
- Из Канады. Там проводились праздники лесорубов. Их участники хотели похвастаться перед своими коллегами мастерством. Так и родилось это необычное искусство. Потом оно распространилось на США, на Европу. В таких праздниках и фестивалях стали участвовать не только лесорубы, но и профессиональные скульпторы.
- Вы стали организатором первого такого фестиваля в России. Местом его проведения стали Чебоксары.
- В 2010 году я обратился в крупную фирму, которая занимается продажей инструментов, с просьбой помочь мне съездить за границу - посмотреть, как там проводятся фестивали мастеров резьбы бензопилой, чтобы потом использовать этот опыт у нас в рекламных целях.
Представители фирмы в финансировании заграничной поездки тогда отказали, но согласились спонсировать проведение первого нашего фестиваля в Чебоксарах. На свой страх и риск мы взялись за это дело. Нынче провели уже четвёртый фестиваль. В нём приняли участие 10 мастеров из Белоруссии, Украины, Москвы, Кирова, Московской, Ивановской, Воронежской областей и Чувашской Республики. Кстати, на этот раз впервые наравне с мужчинами соревнуется женщина - москвичка Ингрид Струэнзе. Кроме спонсоров в организации фестивалей нам помогает чебоксарская городская администрация. Она берёт на себя расходы на проезд участников до столицы Чувашии, за их проживание. За это все изготовленные во время фестиваля скульптуры остаются в городе, они украшают парк имени 500-летия Чебоксар.
- Как проходит чебоксарский фестиваль?
- Обычно мы проводим его за 2 дня. Первый день участникам предлагается за 40 минут изготовить скульптуру из толстого соснового бревна метровой длины. Потом за рабочий день надо выпилить основную скульптуру.
- И всё только одной бензопилой?
- Да, другие инструменты условиями конкурса не предусмотрены.
- Участники соревнований вольны выбирать тему для творчества или им все же приходится выбирать из того, что предлагают организаторы?
- Темы мы сами предлагаем, например, на предыдущем фестивале была предложена тема «Миниатюрные Чебоксары», на нынешнем - «В мире животных».
Режем за морем не худо
- Ну а за границей вам всё же удалось побывать?
- Участвовал в фестивале резчиков в Англии, там я «изваял» бензопилой крылатого единорога, в Германии, где предложил на суд зрителей лося с лосёнком.
- Эти ваши выступления можно назвать удачными?
- В смысле занятия призовых мест, - вряд ли. Победить заграничных мастеров наши скульпторы пока не в состоянии. Но мне свои творения удалось продать, и это уже хорошо. Удалось окупить расходы на заграничные поездки.
- Искусство филигранной работы бензопилой наверняка требует постоянных тренировок?
- Кроме ежегодных чебоксарских и зарубежных фестивалей, скульпторов-бензопильщиков из Чувашии постоянно, не реже двух – трёх раз в месяц, приглашают на празднование дней городов в другие регионы, на открытие новых магазинов инструментов, на устраиваемые лесопромышленниками презентации. Мы успели побывать в Карелии, на Байкале, в Орле, в Казахстане… Так что тренироваться есть где.
- Художественная резьба по дереву бензопилой - это искусство или шоу?
- И шоу, и искусство. Прежде всего, конечно, шоу. Но и созданные в ходе наших выступлений произведения пользуются сейчас большим спросом. Люди понимают, что это уникальная работа.
- Кто, кроме вас, еще работает в республике в этой уникальной технике?
- Скульптор Николай Балтаев живет за Волгой. В санатории «Чувашия» стоят тотемные столбы в чувашском стиле - это его работа. Он принадлежит к тем мастерам, которые развивают чувашские национальные традиции.
Я сам из Алатыря. Учился в Богородском художественном училище, на родине знаменитой богородской деревянной игрушки, это уже классический русский традиционный стиль. Я эту школу больше поддерживаю. Ещё у нас есть такие мастера, как Алексей Казаков, Александр Иванов, Андрей Кошкин.
Смотрите также:
- Мастер - золотые руки. Востребованы ли сегодня старинные промыслы? →
- Керамика требует коллективного усилия - мастера глиняных дел →
- Животные из-под бензопилы →