Казалось бы, с развитием цивилизации и появлением новых технологий многие старинные промыслы, например, такие, как резьба по дереву, должны канутьв Лету. Ведь сейчас в ходу различные виды пластмасс и другие искусственные материалы. Но, несмотря на это, резное дело всё ещё востребовано и процветает.
В гостях нашей редакции - резчик по дереву, учитель технологии гимназии № 5, бронзовый призёр фестиваля ледовой скульптуры «Хрустальный Томск» и просто талантливый человек Андрей Кошкин.
Загадочная команда
- Андрей, давайте начнём с вашего недавнего успеха на томском ледовом фестивале. Конкурс достаточно серьёзный, масштабный и, насколько я знаю, имеет международный статус?
- Да, действительно, среди нас была команда участников из Германии. Всего участвовало 10 команд из 13 городов России. География обширная - Москва, Санкт-Петербург, Омск, Ямал, Красноярск, Северск, Тула, ну и, конечно, Чебоксары. Работы создавалась по мотивам фильмов-сказок Александра Роу, наша называлась «В поисках молодости», в основе - сказка «Конёк-горбунок». Всем командам выделили по 8 глыб льда, и, как говорится, закипела работа. Работали и днём, и ночью, чтобы уложиться в четырёхдневный срок. На выходе у нас получилась трёхметровая композиция, состоящая из кресла, жар-птицы, царя и конька-горбунка.
Наша команда «КА-21», наверное, запомнилась ещё и своим загадочным названием. Многие гадали, что же означает эта аббревиатура, но, на самом деле, всё просто: «КА» - это наши инициалы со вторым участником Алексеем Казаковым, ну а «21» можно толковать по-разному - номер нашего региона или «два в одном» (смеётся).
- Интересно, какими инструментами можно покорить такой природный материал, как лёд? И всегда ли он покоряется?
- Грубая работа выполняется электрическими и бензопилами, но предпочтительнее всё-таки первые: их не надо заправлять, и они не пачкают лёд. Чистовая работа уже идёт стамесками. На самом деле, тут важна ещё и погода - это как повезёт. Оптимальная температура для комфортной резьбы - минус 8-10 градусов. Если выше, лёд начинает подтаивать, и на нём появляется водичка. Если ниже, лёд становится напряжённым и начинает трескаться. В первый день фестиваля было холодно, во время работы на фигуре конька-горбунка появилась трещина, но, к счастью, она пришлась аккурат на гриву, так что это было незаметно.
- Как считаете, насколько справедливы и объективны такого рода конкурсы?
- Боюсь показаться нескромным, но наша работа действительно была одной из лучших, многие местные жители, томичи, предрекали нам первое место. По сложности, ажурности работа получилась, и правда, хорошей. Реальными нашими соперниками мы считали только участников из Ямала, но в итоге они, как и мы, заняли 3 место, победителями же стали хозяева конкурса, второе место досталось команде участников из Красноярска и Барнаула. Если честно, некоторые команды нарушали правила - работали не вдвоём, как положено, а втроём.
Зимой и летом
- Скажите, как связаны между собой создание ледовых скульптур и резьба по дереву? Получается, вы являетесь мастером обоих направлений?
- Да, это чтобы и зимой было чем заняться, и летом (смеётся). На самом деле, эти направления схожи, и обычно мастер по дереву легко может работать и по льду. Вообще, резьбой по дереву я увлекся ещё в школе, мой отец - учитель-трудовик, именно он привил мне любовь к этому виду творчества. Помню, как тайком забирал ключи из его кармана и шёл в мастерскую работать, тяга была неимоверная.
Сейчас, к сожалению, мало кто из современных школьников интересуется резьбой. Да и вообще, наши дети не приучены к ручному труду, им интереснее различные гаджеты. На моих уроках технологии создаётся такое ощущение, что ученики вообще не хотят работать, им не хватает усидчивости, терпения - нарубят материала, опилок настрогают - что получилось, то получилось, за качество не хотят отвечать. За 10 лет работы в гимназии я сделал вывод, что один процент из ста по-настоящему интересуется предметом. Да и часов на это в школах даётся маловато, хотя в последнее время и начали говорить, что время занятий надо увеличивать, чтобы развивать у детей моторику, прививать им любовь к труду. Но дальше бумаг дело пока не идёт.
- Среди взрослого населения сейчас многие увлекаются резьбой по дереву? В Чувашии много мастеров?
- Мы с Алексеем часто участвуем в различных фестивалях и конкурсах и за эти годы заметили, что выступают обычно одни и те же лица, и это далеко не молодёжь. В основном - возрастные мастера, ещё с советского периода. В Чувашии, например, также есть хорошие резчики, но их не так уж много. Наш регион мог бы уделять этому виду искусства больше внимания. Раньше проводились ежегодные фестивали по резьбе и по дереву, и по льду.
Сейчас как-то всё заглохло. Взять тот же Томск, например, там в предновогоднее время такая красота, такая динамика! По всему городу ледовые скульптуры, малые и большие бесплатные горки, видели даже тематический каток в виде киноленты.
Нас часто приглашают в другие регионы, но у себя мы, к сожалению, не востребованы. Но мы не расстраиваемся, в любом случае развиваемся, выступая на различных фестивалях, обмениваемся опытом, в таких поездках учимся использовать новые инструменты и приспособления.
Покорить бетон и песок
- Андрей, это дело приносит какой-то доход? И нет ли желания полностью посвятить себя любимому делу, уйти в свободные художники, так сказать?
- Сегодня ручная работа оценивается достаточно высоко, поэтому заработать на изготовлении деревянных скульптур можно неплохие деньги, было бы время. Иногда посещают мысли уйти из преподавания и заняться только резьбой по дереву. Но для этого нужно своё помещение. Заиметь мастерскую в Чебоксарах проблематично. Для этого сначала нужно попасть в Союз художников России - что тоже сложно, практически невозможно без художественного образования. Поэтому почти все мастера работают у себя дома.
- Какие скульптуры популярны у заказчиков?
- В основном это уличные фигуры животных - львы, орлы, совы, медведи. Размеры у них немаленькие - до 3 метров, заказывают на дачи и в загородные дома. Для помещений мастерим напольные и настольные сувениры.
- Планируете освоить другие материалы, нежели лёд и дерево?
- Недавно по телевизору видел мастера, который работает по бетону. До этого я, конечно, встречал скульптуры советских времён, но они были грубые, массивные. Работы же этого мастера изящные, даже не верится, что они сделаны из бетона. Очень хочется и самому попробовать поработать с этим материалом. Технология, в принципе, та же. Только надо всё делать быстро и вовремя - ведь бетон застынет, и потом уже ничего не подправишь. В Чувашии пока нет мастеров по бетону, может быть, станем с Алексеем первыми (улыбается). Также в наших планах попробовать себя в песочных скульптурах. Песок - материал доступный, работать с ним несложно. Надеюсь, всё получится.