Каждое важное событие в жизни мы стараемся запечатлеть на камеру. Лучшим отдыхом часто становится просмотр очередного фильма.
За сохранение драгоценных счастливых минут и создание киношедевров отвечает целая индустрия. Корреспондент «АиФ» - Чувашия» узнал у режиссёра и оператора Андрея Васильева, чем отличается хорошее кино от плохого.
Большая работа
- Андрей, ты один из немногих операторов у нас в республике, кто имеет режиссёрское образование. Это даёт тебе преимущества?
- Режиссёрское образование очень помогает мне в работе. Я знаю перед съёмкой, как я буду снимать, заранее выстраиваю кадры, рисую раскадровки, в отличие от непрофессионалов. Многие из них особо не готовятся к съёмкам. Сейчас каждый, кто может себе позволить, покупает себе камеру и считает себя оператором.
- Как ты пришёл к камере?
- В кино я углубился, начав увлекаться авторскими фильмами Тарковского, Антониони, Бергмана, Фон Триера, Звягинцева и других именитых режиссёров. Вообще, я учился на курсе режиссуры театрализованных представлений. После окончания вуза меня приняли в Русский драматический театр помощником главного режиссёра. Тогда им был Ашот Восканян. Этот год для себя я считаю очень плодотворным.
В театре работают профессионалы, попасть туда сразу после вуза - большая удача. Ашот Геворкович меня многому научил, за что я ему очень благодарен. А к камере я пришёл после первого большого опыта киносъёмок - фильма «Нарспи». Меня пригласили авторы мюзикла в качестве режиссёра киноверсии, потому что я уже исполнял танцевальные партии в спектакле и достаточно хорошо знал ткань мюзикла, чтобы, не изучая, снять его. Я пригласил опытных видеографов, и мы больше месяца снимали этот потрясающий спектакль. Монтажом фильма занимался я один в течение 1,5 лет. И уже во время монтажа фильма у меня возникла идея взять в руки камеру и начать снимать что-то самому. «Нарспи» я могу назвать своей первой большой работой.
- А по этому фильму так не скажешь! Уровень высокий.
- Это опять же раскадровка, о чём я тебе говорил. Я, приходя на съёмки, чётко знал, что я буду сегодня снимать. Меня ждёт труппа, я не могу на месте думать, как мне снять тот или иной кадр. Я должен точно знать и не отнимать время у людей. Мы работали плотным графиком, в том числе и в выходные дни.
Индивидуальный подход
- У твоих работ есть свой стиль. Расскажи, как сохранить свой стиль и при этом создавать совершенно не похожие друг на друга работы.
- Я люблю свою работу. Я очень люблю монтировать и снимать. Делать одинаковые работы мне совершенно неинтересно. Я создаю пусть маленькое, но произведение искусства. Я не гонюсь за большим количеством заказов.
Представь себе, у многих операторов по 30 свадеб в сезон. В итоге демонстрируют они, как правило, два-три свадебных клипа за сезон, смонтированных очень хорошо. Остальные 28 они делают по штампу. Молодожёны останутся довольны, потому что не будут знать, что их клип - один из многих таких же. Для кого-то это бизнес, а для кого-то всё-таки творческий процесс. Я стараюсь придерживаться своего наработанного годами стиля в создании видеоконтента к различным мероприятиям, в том числе и государственным. Создание видеоинсталляций - моя основная работа, которой я занимаюсь много лет и которую очень люблю.
- Андрей, откуда ты черпаешь вдохновение?
- Музыка. Музыка является моим главным идейным катализатором. Она может рождать новые мысли до съёмок, а может вдохновить и во время монтажа - и клип получается совершенно другим, нежели ты его представлял. Это очень интересный процесс.
- Если говорить о свадебных съёмках, у тебя тоже всё распланировано, или допускается импровизация?
- 50 на 50. Что-то я придумаю заранее. Но в свадебный день предусмотреть всё невозможно. Места съёмок могут изменяться по ходу. В голове у меня уже есть идеи, как снять эту пару. Люди же все разные. Одна пара нежная, другая - весёлая и энергичная, третья - харизматичная. Все три пары в одном и том же месте я сниму по-разному. Этого требует их характер, внешность. А к импровизации я отношусь положительно - от неё иногда получаются очень качественные и порой весёлые кадры.
Планы на будущее
- Как ты считаешь, существуют люди, которых камера не любит?
- Безнадёжных людей не бывает. Тут многое зависит от человека и от оператора. Бывают модели, которым не нужно ничего говорить, они сами знают, как и что делать в кадре. А если человек считает себя нефотогеничным, то ему просто надо помочь. Это уже задача оператора или фотографа.
- В твоих планах есть большое кино?
- Есть один сценарий, над которым я думаю. Сюжет никому не раскрываю. Но есть сложность. Операторов хороших найти можно, а вот остальную киносъёмочную группу - нет. Нужны средства и на декорации, свет, оборудование, и бесплатно сейчас тоже никто не работает. Ладно, я буду работать на свою идею бесплатно.
Но к другим я не обращусь за безвозмездной помощью. Так к работе вообще подходить нельзя. Это в итоге сведётся к тому, что человека ничего не будет связывать со съёмками, он может в один момент отказаться от участия в проекте. А контракт уже обязывает. Пока я не вижу возможности, нет поддержки. У республики нет интереса к развитию такого кино, которое можно повезти хотя бы на Московский международный кинофестиваль или на Кинотавр.
Учит думать
- Чем отличается авторское кино?
- К его созданию не прикладывает руку продюсер, государство. Режиссёр свободно выражает свою идею, ему никто не диктует сценарий. Если снимать кино, то только такое, после просмотра которого человек может поразмыслить, задать себе вопросы, которое не стыдно будет показать своим детям. Это моя мечта. И я до сих пор не считаю себя режиссёром. Да, фактически я дипломированный режиссёр. Но где-то в глубине души я понимаю, что назвать себя режиссёром я пока не могу. Это очень ёмкое и сильное слово. Мне ещё далеко до этой планки.
- Знаю, что ты и детям прививаешь любовь к серьёзным фильмам.
- У меня есть большой архив авторского кино, в котором около 3 тыс. фильмов. Это не блокбастеры, именно авторское кино, артхаус. И я подумал, что детям было бы интересно посмотреть фильмы разных кинорежиссёров, изучать стиль каждого. Три года подряд я устраивал показы авторских фильмов в лицее № 18 города Новочебоксарска. Туда съезжались дети и из соседних школ. Я составлял план показов. Киносмотр начинался с лёгкого фильма, и с каждым днём показа фильмы становились сложнее.
После показа мы с детьми обязательно обсуждали фильм. Мы изучали замысел режиссёра. Иногда обсуждение длилось дольше, чем киносеанс. Им это безумно нравилось. Конечно, после первого сеанса не все приходили на второй. Не каждый ребёнок готов принять такое кино. Может остаться и 20 человек к последнему дню показа. Но если они пересмотрят свои взгляды на кино, значит, я сделал свою работу. Учителя были благодарны за, то, что они увидели в своих учениках что-то новое. Обсуждения длились и на уроках следующего дня. Настолько приятно, что человека фильм не отпустил, навёл на какие-то мысли. А одна захотела получить кинорежиссёрское образование и после учёбы в школе поступила в Москву.
- Ты продолжишь практику таких показов?
- Думаю, что в следующем году. Это дело бросать я не хочу. Эти показы я проводил безвозмездно. У меня есть цель - научить детей смотреть хорошие фильмы. В заключительные дни показов мы смотрели уже сложные фильмы, и я видел, как глаза школьников горят, они уже самостоятельно разбирали эти фильмы, находили в них скрытый смысл. Тихо сидящие школьники, смотрящие авторское кино, - это дорогого стоит. Я считаю эти показы полезными для развития детей. Они учатся думать.