Эти ребята полюбились зрителю за экспрессивные выступления на сцене музыкальных клубов и бесконечно позитивные акустические опен-эйры, а с недавних пор их можно услышать и по радио. Сегодня этот квартет - нечто яркое, свежее и претенциозно новое.
Знакомьтесь: «Квалия», первый рок-фанк-этно-хоп коллектив в Чувашии, и его вокалистка Нина Айрапетян - о стиле, мотивации и общепринятых рамках.
Размывая границы
Необычному, но запоминающемуся названию группа обязана философской терминологии: говоря простым языком, «квалиа» означает субъективное восприятие человеком окружающего мира. Узкий термин группа слегка видоизменила и истолковала на свой лад, и получилось, что «Квалия» словно отражает всю суть этого слова: они играют не стили, а песни, уходя далеко от привычного слуху традиционного музыкального изложения и оставляя позади некую жанровую зашоренность, присущую порой современному исполнителю.
С чего началась «Квалия»? - переспрашивает Нина Айрапетян. - На самом деле, она и не заканчивалась. Был трёхлетний перерыв, который я провела в Питере, а когда вернулась, с музыкой здесь было... довольно грустно. Правда, что-то интересное сделать получилось далеко не сразу. Первое выступление в составе «Квалии» состоялось на фестивале «СОК» в День города в 2013 году.
Нынешний костяк группы и звучание тоже «собирали по полочкам», искали интересный звук. Этнические мотивы влились в песни с появлением другого проекта - «Этноджема». Это, по сути, союз различных народных музыкальных инструментов.
Стали собираться с ребятами, играли вместе, импровизировали. Из этих экзерсисов рождались композиции, с которыми мы стали пробовать выступать. Ну и из-за того, что я «варилась» в этой среде, ароматы этники стали постепенно переноситься и в «Квалию». Сейчас эти элементы стали частью стиля, а я с бас-гитары пересела на этнический инструмент джембе.
Откуда он у тебя?
Из Питера, там есть склад африканских барабанов из Сенегала. Самый что ни на есть аутентично африканский, вырубленный топором руками жителя далёкой деревеньки. Когда выбирала инструмент, ещё не умела даже правильно извлекать из него звук, просто искала барабан, который «откликнется». Настоящий этнический инструмент даёт энергию, тепло, импульс.
Сейчас вас можно услышать со многих музыкальных площадок, причём не только столичных. Получается ли превратить любимое занятие в прибыльное дело?
Всё, что получается заработать, кладём в копилку группы на дальнейшее развитие. Из своего кармана, к счастью, вкладываться не приходится. Наш гитарист Алексей работает на студии звукозаписи, поэтому с этим у нас проблем нет. С этим связана интересная история. Во время награждения на ежегодной рок-премии «Cheb-Rock Music Awards» подарили сертификат на право записи песни в студии... правильно, той самой (улыбается)! Но ведь этого организаторы знать не могли, так что когда-нибудь приз всё же пригодится. Подарим тому, кому нужнее.
Музыкальный дзен
Тонкий вопрос: рок-группа в общественном понимании - это как минимум саморазрушение...
Соглашусь (улыбается). Но к нам это не относится, как ни странно. Мы вдвоём с Лёшей, например, не употребляем животную пищу. Плюс - отказ от всяческих общепринятых «радостей жизни» вроде алкоголя и наркотиков. Но мы - не модные веганы, всем и всякому навязывающие свою политику партии. Подход должен быть таков - ешь то, что тебе нравится, и будь при этом счастлив, подвергать себя самонасилию явно не стоит. Отказываться от какой-то привычки очень тяжело, особенно если это связано с физиологией. Потому так радикально ведут себя большинство веганов, вылившихся в мэйнстрим, - им нужно самооправдаться.
Поделитесь секретом, где же вы в таком случае черпаете энергию и вдохновение?
Знаешь, есть такое известное выражение «Как вы снимаете стресс? А мы его не надеваем». Питает единение с природой, например. Есть различные медитативные практики, есть, в конце концов, чай. Кстати, о чае. Первые встречи «Этноджема» проводились в чайном клубе «Заварка» - мы там собирались, музицировали, пили чай. Это была своего рода музыкальная медитация. В это время никаких посторонних мыслей в голове нет, наступает полный дзен и растворение в музыке. От количества человек зависит уровень этого погружения. Если мало - энергии не хватает. Слишком много - могут этот поток перебить.
Какие ещё инструменты играют в этноджеме?
Африканский басовый барабан дун-дун, диджериду (духовой инструмент аборигенов Австралии), бубен, варганы, калабаш и дарбука. Периодически мы ими меняемся.
Есть у тебя талисман перед выходом на сцену?
Честно, нет. Вообще, считаю (возможно, этим даже кого-нибудь обижу), что все эти талисманы и обереги от неуверенности в себе. Я выхожу на сцену и вижу перед собой людей, которые пришли слушать меня: даже если я их не знаю, они автоматически переходят в разряд друзей. Это и есть основная составляющая хорошего концерта - поймать волну, когда артист и публика делятся друг с другом эмоциями! Такой вот взаимообмен.
На грани стиля
Вас часто можно встретить на улицах города, играющих акустическую программу. Как относятся к этому прохожие?
Многие пугаются, некоторые улыбаются - реакция у людей разная. Негатив всё же есть - может, думают, террористы какие (смеётся). Всё новое и необычное, на мой взгляд, первоначально вызывает отторжение. Когда мы выходим поиграть, мы преследуем одну лишь цель - раскачать публику. Ещё момент - местные власти сделали ставку на туризм, не так ли?
Ту неповторимую атмосферу свободы, творчества, яркого самовыражения, притягательной для посещения гостями города, как раз и создают уличные музыканты, художники и танцоры. В любом популярном среди туристов городе есть такие творцы, и это не считается зазорным. У нас же к проявлениям такого рода часто относятся враждебно, встречается негатив со стороны господ полицейских. В том же Питере, кстати, уличный музыкант - вполне полноценная профессия.
Многие творческие люди Чебоксар - художники, фотографы, музыканты - считают, что наш город не даёт им возможности самореализации. Есть три пути: либо их деятельность обрывается, либо переливается в некие коммерческие проекты, либо людям приходится переезжать в другие города...
Маловато свободы в плане творческого выражения. Хотя замечаем, что люди стали более отзывчивы. Хотелось бы, чтобы город развивался в том же духе.
Есть желание поездить по миру, присоединиться к передвижным музыкальным фестивалям со своей программой?
Конечно, есть, спрашиваешь! Но, как правильно подмечает наш гитарист, «Квалию» знают в Чебоксарах именно благодаря живым выступлениям. У нас пока нет качественных видеозаписей - технически очень сложно и дорого снять хороший звук с концерта. Но над этим мы работаем, приходится делать всё своими силами. Есть и такой момент - бывает сложновато продвигаться на различных фестивалях, потому что мы не укладываемся в общепринятый, традиционный формат. Плюс - у нас сложные музыкальные размеры.
Организаторы говорят, вам, мол, отдельную сцену надо ставить. Многие концерты и фестивали расписаны по жанрам, и орги выбирают команды для выступления именно в стилевом порядке. Это тенденция мировой музыкальной индустрии. А зачем зажимать музыку в рамки? Разделять этнику и рок неправильно. Я не хочу выбирать, мне нравится всё то, что объединяет наша музыка, - и фанк, и рэгги, и даже метал! Такой, кстати, будет наша новая песня, ведь основной мотив и призыв «Квалии» - объединиться и растворить барьеры.