aif.ru counter
673

Почему самодеятельность «круче» профессионалов?

В селе Красноармейское существует удивительный ансамбль народной музыки «Раштав» (Рождество), который известен далеко за пределами не только республики, но и России. Коллектив самодеятельный и состоит из работников газпромовского филиала (Заволжского ЛПУМГ) и членов их семей. Его руководитель, заслуженный работник культуры Чувашской Республики Андрей Тюмеров многое делает для сохранения чувашской культуры и её пропаганды, хотя сам избегает таких громких слов, скромно считая, что это просто ответственное отношение к работе и его долг как профессионала. Сегодня Андрей - гость нашей редакции.

Фото: Из личного архива

Под занавесом?

- Коллектив ведёт активную концертную деятельность, сохраняя самобытную национальную культуру. Но, несмотря на это и на огромную известность, ансамбль «Раштав» нечасто можно увидеть на больших республиканских праздниках. Почему?

- Всё из-за системы, в которой мы работаем (коллектив создан и работает на базе ведомственного клуба для работников «Газпрома» - прим. ред.), это очень непростая система. И хотя мы и живём в республике с ярким национальным колоритом, мы в основном работаем по корпоративным планам, выступаем прежде всего на своих мероприятиях. Поначалу мы часто выступали в республике, но тогда нас никто не знал. Уже потом, когда благодаря участию в корпоративном фестивале «Факел» пришла популярность, мы полностью ушли в работу внутри корпорации. Она нас поглотила. Мы постоянно работали над своей программой, готовились к конкурсам, и времени на то, чтобы выступать ещё где-то, просто не было. К тому же нельзя забывать, что в нашем коллективе нет музыкантов с образованием, это самодеятельный коллектив из числа работников филиала, а это накладывает свои «но».

Фото: Из личного архива

- Несмотря на то что в вашем коллективе обычные газовики, каждый участник ансамбля владеет каким-либо музыкальным инструментом. Учите сами с нуля? И чем продиктована такая необходимость?

- Да, это наше правило: встаёшь в ансамбль - учись играть на инструменте. В нашем коллективе нет такого, что один аккомпанирует, а остальные просто поют. У нас ведь в рес­публике, как в основном в коллективах: гармошка, барабан и поющие. Мы же стремимся к тому, чтобы самодеятельность ни в чём не уступала профессионалам. Такое решение я принял после того, как увидел уровень конкурсов, в которых мы участвовали. Тогда я понял, что там надо постоянно удивлять, чтобы был интерес к коллективу. Хотя, забегая вперёд, отмечу, что теперь удивлять с каждым годом стало всё сложнее и сложнее. Я со своей супругой Еленой (она по специальности хореограф) готовим целостные номера с инструментальной музыкой и хореографией. За счёт духовых инструментов выступления заметно преображаются. Хотя многие и говорят, что это не традиционные чувашские инструменты. Но если хорошо покопаться в истории, все их найдёшь.

- А какие основные чувашские инструменты?

- Национальные инструменты - это барабан (параппан), скрипка (сӗрме купăс), волынка (шăпăр), домра (тăмра), свирель (шăхлич), палнай (многоствольная флейта), нахра (труба), гусли (кӗсле) и гармонь (хуткупăс).

- Но у вас нет скрипки и волынки? 

- На волынке у нас умеют играть, а вот на скрипке нет, потому что научить скрипке газовиков - это нереально. Но есть музыканты, с которыми я сотрудничаю, и есть задумка в следующую программу включить несколько номеров с участием скрипача, это же даст особую национальную изю­минку.

Фото: Из личного архива

Дело не в рубле?

- Ваш коллектив получает хорошую финансовую поддержку, это, наверное, во многом способствует развитию? Что было бы, если бы коллектив существовал на базе обычного ДК?

- Развиваться и творить при дефиците кадров, малом финансировании, конечно, сложно.
Оснащение клубных учреждений, безусловно, разнится. Но прежде всего я считаю, что в любом месте можно добиться финансирования, доказав, что ты стоящий руководитель, что ты любишь свою профессию, опять-таки показав результаты работы. Тогда относиться и к тебе будут совсем по-другому, и к каким-либо просьбам о покупке инструментов и прочим. Сделай качественный продукт, и под него придёт финансирование. То, что мы работаем в ведомственном учреждении, ещё не значит, что нам всё сверху падает, мы постоянно доказываем свою состоятельность. Но опять-таки если говорить о зарплате, то скажу просто: если есть достойная зарплата, и работать хочется.

После Саратовской консерватории я работал в Музыкальном училище и ещё параллельно работал в Филармонии. Потом предложили работу в Красноармейском. Признаться, я не учился для того, чтобы работать в деревне, грезил большими городами, но судьба распорядилась по-другому, и, как это ни парадоксально, мой путь в большие города прошёл как раз через деревню.

Фото: Из личного архива

- Не задумывались, чтобы запустить ансамбль «Раштав» как коммерческий проект?

- Нет. Во-первых, повторюсь, это самодеятельный коллектив, все работают на производстве, а у них и огневые (название командировок - прим. ред.), и дежурства, и смены, и многое другое. И всё-таки коммерческий проект напрямую связан с деньгами, а это очень опасно и ответственно.

Где все гармонисты?

- Ваш коллектив был за границей. Исполняли ли вы там чувашские песни, и если да, то так реагировали на них иностранцы?

- Разочарую вас, но за границей мы работали с русской программой, поскольку представляли Россию в целом.

- А в репертуаре коллектива какие песни превалируют?

- У нас есть около 50 песен чувашских и более 100 русских.

- Вы живёте всё-таки в глубинке, ближе к носителям культуры, сохраняются ли, на ваш взгляд, обряды в жизни селян? Или остались только какие-то элементы?

- Обряды уходят, и это видно. Как сегодня, к примеру, играют свадьбу? Организуют банкет, и всё. Хорошо, если гармониста пригласят, а то и без него обходятся. А раньше все мероприятия проходили под гармонь. Гармонист был на селе человеком номер один. До 1997 года как гармонист я провёл около 90 свадеб, не считая проводов в рекрута и прочих праздников. Потом уже сбился со счёта... А сегодня-то и гармонистов в деревнях не найдёшь.
Но нельзя, конечно, говорить, что всё совсем забыто и потеряно, отдельные чувашские обряды сохранились.

Фото: Из личного архива

- Андрей, вы ещё руководите детским фольклорным ансамб­лем «Шурӑмпуҫ» (Рассвет), скажите, дети не стесняются своей культуры, охотно ли занимаются?

- Когда малышами только приходят, они ещё не очень понимают, куда пришли и чем будут заниматься. Стараемся в игровой форме увлечь их, и потом они начинают получать удовольствие от чувашских песен, игр.

- Вы многодетный отец. Дома вы говорите на чувашском языке?

- Да. Всей семьёй: я, жена и трое детей - занимаемся в фольклорном ансамбле. 

- Охарактеризуйте чувашскую культуру несколькими словами?

- «Край ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок» - лучше, по-моему, не скажешь. А ещё чуваши - самый трудолюбивый народ, недаром говорят, что у нас работают, как поют.
Ксения Кошкина

Кстати:

Ансамбль народной музыки «Раштав» (Рождество) - неоднократный дипломант и лауреат международных, всероссийских, региональных и корпоративных фестивалей и конкурсов.
Коллектив выпустил 3 компакт-диска, снял клипы «Стук монотонных колёс», «Рукава», «Богородица». Сняты короткометражки «Салтака ӑсатни» (проводы в рекрута) и «Туй» (отрывок свадебного обряда). «Раштав» хорошо знаком и любим не только зрителями села Красноармейское, его тепло встречали в Чебоксарах, Йошкар-Оле, Н. Новгороде, Москве, Тюмени, Казани, Югорске, Геленджике, Туапсе, Оренбурге, Белгороде, Астрахани, Уренгое, Витебске (Белоруссия) Куала-Лумпуре (Малайзия), Гронингене (Нидерланды)... Коллектив выступал на юбилейном концерте, посвящённом 100-летию хора имени М. Пятницкого, и на юбилейном концерте, посвящённом 20-летию ОАО «Газ­­п­ром» в Кремле.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах