Всего сорок лет назад считаться настоящим меломаном было непросто. Это сейчас зашёл бесплатно на пиратский сайт и наслаждайся любой музыкой в любом качестве.
Сегодняшний наш гость Николай Лоболев - известный в республике журналист, писатель, автор недавно вышедшей в печать книги «Музыка с чёрного рынка» - книги о необычном, ставшем почти легендарным, пласте жизни чувашской молодёжи второй половины 20 века.
На гитаре играли все
- Николай, как у тебя вообще появилась идея написать такую книгу?
- Когда вышел на пенсию, время появилось в избытке. Водку пить (смеётся) быстро надоело. Вопрос встал ребром: что делать дальше? Вот тут и возникла идея взяться за что-то весомое. Вспомнил, что в молодости меня многое связывало с рок-музыкой. Даже сам немного музицировал, правда, в мои школьные годы, время битломановской «лихорадки», пацанов, не играющих на гитаре, почти не было. Появилась идея рассказать о своих друзьях той поры. А так как девяносто процентов друзей были либо музыкантами, либо фарцовщиками, то и книга получилась именно о них.
Нужно признать, что из той тусовки вышли большие музыканты, а из «фарцы» - очень уважаемые бизнесмены. Достаточно упомянуть имя известного оперного певца Андрея Ланцова, чьё гастрольное время расписано ведущими театрами мира на несколько лет вперёд, или олигарха, «владельца заводов, газет, пароходов» Александра Баранова. И таких примеров достаточно много. Зря в своё время ребята из КГБ утверждали, что все мы «кончим под забором». На презентации книги многие мои друзья музыканты выражали обиду и упрекали по поводу того, что я их не упомянул. Хочу за это перед всеми извиниться. Просто очень поджимали сроки - презентация должна была состояться 7 декабря прошлого года на юбилейном концерте легендарного в прошлом чебоксарского ВИА «Огнеупорные кирпичи» в зале Чувашской государственной филармонии.
- Книга имела какой-то финансовый успех?
- Тот тираж, который мы могли себе позволить, разлетелся, как горячие пирожки. Правда, основная его часть была просто презентована друзьям. Так что в финансовом плане мы понесли одни убытки. При личных встречах меня спрашивают: где можно приобрести твою книгу? Её просто больше нет, кстати, у меня самого остался один экземпляр, и тот ходит по рукам (неизвестно, вернётся ли он ко мне обратно). Если меня поддержат финансово мои друзья музыканты и все те, кому не безразлична история становления чувашского и чебоксарского рока, то я готов довести книгу до ума, естественно, дополнив её массой интересных персонажей из нашей рок-тусовки.
Жвачка от Елены
- А как лично у тебя началось увлечение рок-музыкой?
- Как-то в шестидесятых годах мой старший брат решил вывести меня в «свет». Было мне в ту пору лет 12-13. Брат взял меня на вечеринку. Принимала гостей дочь одного из партийных лидеров нашей республики, некая Елена. Она предложила гостям в ожидании фуршета развлечься журналами и музыкой. И поставила на проигрыватель никому не известную тогда группу «The Beatles». С этого дня для меня больше ничего не существовало. Я был одержим одной целью - достать любой ценой эту пластинку. Однажды, набравшись наглости, направился к той Елене. Встретила она меня вполне доброжелательно, предложила чашечку кофе. В разговоре она спокойно сказала, что, мол, не надо никаких жертв, просто надо оказать маленькую услугу: «распродай в своём классе несколько пачек жевательной резинки, а это свое «чудо» забирай прямо сейчас». Добавила, что через месяц у неё будет новый диск «битлов», а он обещал быть не менее улётным.
Дела сразу пошли в гору - забугорная «жвачка» разлеталась одномоментно. Это был мой первый опыт фарцовочной деятельности. Вскоре я стал счастливым обладателем нескольких пластинок не только ливерпульской четверки, но и «TheWho», «RollingStones». Позже появились такие гиганты рока, как Deep Purple, Led Zeppelin. На этих музыкантов я смотрел как на идолов.
- И где приходилось доставать эти диски, на какие деньги?
- К сожалению, в Чебоксары новинки всех культовых групп попадали с некоторым опозданием. Но лично у меня был поставщик из Казани. Жил там парень (возможно, и сейчас живёт), у него заказываешь любой диск, и через пару недель заказ у тебя. Местные рокеры обращались ко мне с просьбой достать или хотя бы переписать ту или иную пластинку. Это служило неплохим источником дохода. Запись с диска стоила в те времена пять рублей, перезапись с магнитофона - «трояк». Клиентов было более, чем достаточно. Правда, нежный фирменный винил на отечественной аппаратуре (другой тогда не было), довольно быстро «запиливался». Вначале в звучании появлялся «песочек», с каждым проигрыванием он усиливался, и в конце концов игла на пластинке начинала скакать, как всадник на необъезженной лошади. Мы старались не доводить пластинку до такого состояния и продавали её. Новый запечатанный диск тогда стоил не менее 70 рублей. Мы выжимали из него все соки и умудрялись после многократного использования продавать за 50 рублей. Это были приличные деньги. Обычный инженер, кстати, получал в те времена 110 -150 рублей. Цена же на новые фирменные джинсы, которые тогда должен был носить любой уважающий себя меломан, доходила до 300 рублей.
Портвейн с «Алисой»
- Что ещё объединяло тогдашних меломанов, кроме фарцовки и обмена записями?
- Мы ездили по другим городам, посещали подпольные концерты групп «Машина времени», «Чёрный кофе», «Ария», «Алиса», знакомились с музыкантами этих групп. В те времена они ещё не были звёздами, и с ними запросто можно было выпить портвейна, а потом и заночевать на свободной квартире у кого-то из музыкантов. В то время страна для нас была одним общим домом.