Рабочие профессии, которые пользовались и всегда будут пользоваться спросом, в современном мире отходят на второй план. Профессия обувщика появилась с тех времён, когда люди начали носить обувь. Спрос на услуги обувного мастера будет всегда. Вне зависимости от сезона без работы истинные мастера этого ремесла не сидят.
Сергей Павлов рассказал «АиФ» - Чувашия» об особенностях работы сапожника и о том, почему он не обижается, когда его так называют.
Мария Грачёва, «АиФ» - Чувашия»: Как вы научились этому ремеслу?
Сергей Павлов: Как говорится, жизнь всему научит. В 90-е годы я трудился на Агрегатном заводе. Сами понимаете, тогда денег никому ни на что не хватало. Вот коллега пригласил поработать у его знакомой на производстве обуви. Что делать надо - не представлял, главное - зарплату предложили в пять раз больше, чем на заводе платили. Там и научился делать крупный ремонт обуви, потом попал на производство по пошиву сапог да ботинок. Ну и затянуло. Через некоторое время, набравшись опыта, решил, что могу сам на себя работать - руку набил.
- Никогда не встречала в ремонте обуви женщин. Или не женское это дело?
- Почему же. Русские женщины могут всему научиться. В космос же летают. Да и ботинки чинить и мастерить у них отлично получается. Коллег по цеху женского пола в нашем городе немного, но в магазине, где закупаем материалы для ремонта, встречаются.
Есть «нюансы»
- Всё-таки сапожник, башмачник, обувщик или мастер по ремонту обуви?
- Многие обижаются, когда их сапожниками называют. Якобы звучит несолидно. А я, когда меня спрашивают про работу, гордо говорю, что я сапожник. Ничего зазорного в этом не вижу. А вот русское народное «ругается, как сапожник» и «пьёт, как сапожник» - это не про меня. Важно знать хорошо свою работу, общаться с людьми. В моём деле основой поток работы - это постоянные клиенты.
- На самом ли деле ремонт обуви всегда обойдётся дешевле, чем покупка новой пары?
- Если обувь из серии «китайский ширпотреб», конечно, лучше пойти купить новую. А хорошую обувь, как правило, после второго года носки только на ремонт приносят.
- Сколько пар обуви в день проходят через ваши руки?
- В среднем за день ко мне обращается около 30 человек. Кто одну пару принесёт, кто две. Некая сезонность, конечно, есть. Летом, например, чай пить времени больше есть, чем сейчас.
- Часто ли владельцы обуви не возвращаются за своей парой? Куда деваете «добро»?
- Случаи бывают, когда за своей обувью возвращаются через 1,5-2 года. Обычно, конечно, я такую обувь храню год, потом отдаю в добрые руки. А иногда и в гараже несколько лет пролежит. Хотя обычно хорошую дорогую обувь надолго не оставляют.
Обувной «профи»
- Каким должен быть хороший мастер?
- В любой профессии нужно быть хорошим человеком. Ещё главное, чему я научился, будучи обувщиком, так это терпению. Разные клиенты попадаются, а дело я своё хорошо знаю, разъяснить что к чему спокойно и чётко могу. Главное - любить то, чем ты занимаешься. А я сапожничаю уже 23 года.
- А блоху подковать сможете?
- Только если блоха будет большой (улыбается). У нас тут, конечно, не ювелирная работа, но иногда, бывает, принесут дорогие сапоги с дыркой, вот приходится творчески подходить к задаче, придумать, как незаметно исправить ситуацию.
- Встречаете людей по обувке?
- В первые несколько лет очень обращал внимание. Обувь даже снилась, честное слово. Теперь это просто работа. Раньше себе, жене и тёще шил обувь. Сейчас пойду и куплю. Нужно правильно подойти к выбору. Сейчас и хорошую обувь можно недорого купить.