Одно из самых ожидаемых культурных событий – Международный оперный фестиваль – в этом году состоится в 33-й раз. И все эти годы фестиваль носит имя нашего прославленного земляка Максима Дормидонтовича Михайлова.
Сценические портреты Максима Михайлова
Величайший бас ХХ века. Второй после Шаляпина. Русский Паваротти. А ещё народный артист СССР, выдающийся оперный певец, солист Большого театра, актёр кино… Максим Дормидонтович Михайлов поднялся на недосягаемую высоту оперного искусства. Его мощный, яркий голос высоко ценили Максим Горький, Фёдор Шаляпин. Кстати, это Фёдор Иванович сказал о Максиме Михайлове: «Настоящий русский бас».
Лучший оперный театр России, собиравший музыкальные таланты со всей страны, стал для Михайлова домом почти на четверть века. Максим Дормидонтович освоил весь басовый репертуар Большого театра, завоевал любовь ценителей оперы, стал первым и лучшим исполнителем партии Ивана Сусанина в опере Михаила Глинки на советской сцене. Ему выпала честь петь в спектакле «Иван Сусанин» в исторический день 9 мая 1945 года. А образ степного хана Кончака из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» до сих пор будоражит сердца ценителей высокого искусства, настолько глубоко и проникновенно исполнил эту роль Максим Дормидонтович.
Великий талант и яркая личность Максима Михайлова не могли остаться без внимания художников. Выдающийся солист Большого театра не раз становился героем живописных и графических портретов, даже карикатур. Эти произведения хранятся в разных музейных и частных коллекциях страны и представляют камерные, парадные и сценические образы. Почти все прижизненные портреты созданы в 1950-е годы – времени его всемирной славы. Признанием его как выдающегося певца стали присуждение звания народного артиста СССР в 1940 году, две Сталинские премии и всеобщая народная любовь.
О двух удивительных сценических портретах Максима Михайлова рассказала заслуженный деятель искусств Чувашии, искусствовед Антонина Мордвинова:
«В галерее портретов выделяются два живописных этюда с изображением Максима Дормидонтовича в образе половецкого хана Кончака в опере Александра Бородина «Князь Игорь». Один находится в музее-усадьбе народного художника Александра Герасимова, филиале Тамбовской областной картинной галереи. Другой – в частном собрании в Москве. Поставленный на сцене Большого театра в 1944 году спектакль произвёл на слушателей огромное впечатление. О Михайлове писали: «Что был за голос! Могучий, как несокрушимый ствол столетнего дуба, он до предела заполнял огромный зал, и восторженный холодок пробегал по спинам слушателей».
Этюды, написанные в 1951 году, принадлежат кисти известного советского живописца Александра Михайловича Герасимова, ставшего к этому времени уже народным художником СССР и четырежды лауреатом Сталинской премии. Именно «Князь Игорь» в постановке Большого театра вдохновил его на создание монументального, но почти никому не известного исторического полотна «Половецкие пляски» (1955). Эта значительная по размеру картина (299 x 339 см) впервые была показана в 2017 году на выставке «Александр Герасимов. К 135-летию со дня рождения» в Государственном историческом музее, что стоит на Красной площади в Москве.
«Изобразив сцену половецких плясок, художник поместил в ней М.Д. Михайлова в роли Кончака как одного из главных героев. Его импозантный величественный образ не затерялся в многофигурной композиции. Если прежде было мало кому известно о существовании большой картины, то после выставки 2017 года принадлежность этих двух этюдов к её созданию стала очевидной», - рассказала Антонина Мордвинова.
А.М. Герасимов, известный своей темпераментной манерой письма, написал картину в предельно яркой, «горячей» цветовой гамме. В рассыпанных мазках жёлтых, красных и оранжевых оттенков он в полной мере реализовал задачу, поставленную перед собой: «Хотелось бы, чтобы у меня на палитре краски горели, как огонь, как звёзды, как блеск моря…»
«Этюды ещё более самой картины поражают воображение внутренней мощью и характером половецкого хана, праздничным изобилием красок его богатого костюма. В них удивительно соединились яркий живописный талант художника и ощущение потрясающей силы голоса певца», - отметила Антонина Ильинична Мордвинова.
Наследники великого баса
Имя Максима Михайлова носит и Канашская детская музыкальная школа. Примечательно, что официальное согласие, подтверждающее волю наследников, вручил школе внук Максима Дормидонтовича, тоже Максим и оперный певец с мировым именем. К сожалению, его не стало в ноябре 2018 года. За месяц до смерти он приезжал в Канаш, встречался с педагогами и воспитанниками музыкальной школы.
Уже несколько лет в Канашской музыкальной школе проходит Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Наследники великого баса». В этом году фестиваль был посвящён 130-летию со дня рождения великого певца.
Максим Михайлов родился в деревне Кольцовка Казанской губернии 13 августа 1893 года. Сейчас это село Вурнарского района Чувашии. В Кольцовке сохранился дом, где жила семья Максима Михайлова и откуда начался его большой путь в искусстве. Он никогда не забывал своих корней, часто приезжал на родину, выступал в Чебоксарах. Да и истоки создания многих образов талантливого артиста идут от родной земли, простых и мужественных людей, крестьян небольшого села Кольцовка.
Вот как говорил певец о своем отношении к роли Ивана Сусанина: «Я не стараюсь играть, а стараюсь только повторить действия того простого мужика - Сусанина, которого я вижу перед собой».
В Музыкальной школе города Канаша создан музей «Михайловская среда». Среди экспонатов раритетные, прижизненные издания, связанные с именем Максима Дормидонтовича Михайлова – партитуры опер, энциклопедия Большого театра 1965 года выпуска, виниловые пластинки с голосом певца, книги, очерки, ему посвящённые…
Афиша фестиваля
XXXIII Международный оперный фестиваль имени М.Д. Михайлова откроется 17 ноября концертом «Парад басов» (6+) с участием известных артистов Большого, Михайловского, Мариинского театров и театра «Санктъ-Петербургъ опера».
18 ноября состоится вечер одноактных опер – «Сначала музыка, слова потом» Антонио Сальери и «Директор театра» Вольфганга Амадея Моцарта (16+).
19 ноября прозвучит «Итальянка в Алжире» Джоаккино Россини (12+).
24 и 25 ноября состоится мировая премьера космической оперы «Главный вопрос» Рустама Сагдиева (12+). В создании либретто к опере «участвовала» нейросеть. В его основе популярные произведения научной фантастики. Эпизоды оперы прозвучат на русском, чувашском, английском, итальянском, немецком, французском, японском, квазиславянском языках и санскрите.
В заключительный день, 26 ноября, чебоксарский театр «Волга-опера» приглашает на детскую оперу «Чёрное золото» (6+) и гала-концерт (6+).