К чему приводит любовь к истории, корреспонденту «АиФ» - Чувашия» рассказал Денис Сятрайкин, заведующий Музеем В.И. Чапаева, руководитель военно-исторического клуба «Русский егерь».
Семейное увлечение
- Денис Викторович, расскажите поподробнее о военно-историческом клубе «Русский егерь».
- Клуб возник спонтанно. Военной историей я увлёкся ещё в школьные годы. Будучи студентом, посмотрел репортаж про реконструкцию битвы при Прейсиш-Эйлау. У меня появилась идея, что было бы здорово вступить в подобный клуб. Как выяснилось, в Чебоксарах такого клуба нет. После учёбы я пошёл работать в школу и одновременно решил, почему бы не организовать клуб самому. И в
62-й школе я собрал учеников, начал их воспитывать. Как результат, 8 сентября клубу исполнилось 16 лет, он вырос до одного из самых сильных клубов России, не только по моему мнению, но и по признанию многих.
- Сколько сейчас человек в клубе?
- Основной костяк составляют пятнадцать человек, в том числе четыре девушки. Четверть ребят в клубе - это как раз те самые уже бывшие школьники, которые тогда решили заниматься под моим руководством. Они уже обзавелись семьями.
В следующем сезоне уже есть желающие взять с собой детей. Среди реконструкторов нормальное явление - ездить на фестивали целыми семьями. Очень мне запомнилось, как на фестивале «Бородино» 2012 года одна реконструкторская группа организовала детский сад. Там было порядка 30 детей, для них сделали карусели в стиле эпохи Наполеона. Очень интересно это смотрелось: дети, одетые кто-то на французский лад, кто-то на русский, бегают, визжат, смеются.
Главное в деталях
- Костюмы вы изготавливаете сами, я правильно понимаю?
- Безусловно. Единственная эпоха, которую лучше всё-таки покупать, - это Великая Отечественная война. Потому что материал сохранился, немало мастеров, которые занимаются пошивом сами, и лучше них это никто не сделает. Что касается остальных эпох, то мы сами стараемся изучить технологии изготовления. По готовому комплекту, который ты сделал собственными руками, можно смело писать целую диссертацию.
- Значит, в костюме важна историческая точность?
- Прежде чем приступить к пошиву комплекта, необходимо изучить структуру ткани, как она изготавливается. У меня была очень сильная команда девушек, которые овладели практически всеми видами женского рукоделия. Они даже ткали ткани образца той эпохи, которой была посвящена реконструкция. Из них мы и шили потом костюмы. Перед пошивом нужно правильно раскроить ткань согласно выкройкам прошлой эпохи. Нужно знать и социальную структуру того времени. Обычный стрелец, например, никогда бы не подпоясался верёвкой, как крестьянин, это ниже его статуса. Стрелец никогда не ломал шапку ни перед кем, кроме царя, Бога и Великого Патриарха. Помимо костюма, много кожаного снаряжения. Сапоги пошить тоже не так просто. В результате, надев костюм, мы выглядим именно так, как выглядели, скажем, стрельцы 17 века.
Дерутся жёстко, но аккуратно
- Костюм готов, дальше фестиваль?
- Наши выезды сезонные. Чаще они проходят летом. Первая половина осени для нас - период отдыха. Ближе к весне я, как руководитель клуба, договариваюсь с организаторами различных фестивалей, и мы намечаем план, куда в этом году поедем. Все доводят до ума свои костюмы. Когда становятся известны точные даты, начинаем сборы. Фестивали проходят обычно два-три дня. В первый день - заезд, обмен опытом со старыми знакомыми. Во второй день фестиваля на совете командиров определяется расположение отрядов и порядок их действий. На третий день фестиваля во время завтрака мы с ребятами обсуждаем предстоящее сражение. Хотя исход бывает непредсказуемым. У нас не раз бывали ситуации, когда мы должны были погибнуть, а в результате ложился вражеский отряд, а нам ещё знамёна доставались.
- Меню у вас тоже историческое?
- Вся еда готовится по рецептам эпохи. Если брать семнадцатый век, то есть замечательная книга «Домострой», по которой и готовим. У нас чётко сложившееся меню. Надо мной ребята даже подтрунивают, что я повар трёх блюд. Первое - чувашское блюдо шурпе, оно каким было много лет назад, таким и осталось. Следующее блюдо - казачий кулеш: сало долго варится в воде, пока полностью не растворится, в бульон затем добавляем овощи и пшенную крупу, получается очень питательно и вкусно, ребята его обожают. Ещё один вариант - это различные каши или плов - блюдо, не претерпевшее изменений за много веков.
- Сражения максимально приближены к настоящему бою по силе?
- Мы на поле находимся в полной амуниции, но оружие не заточено. Дерёмся мы максимально жёстко, но аккуратно. Ни перед кем не стоит задача убить или покалечить члена другого клуба. Если вдруг кому-то случайно сильно попало, то всегда можно извиниться и разрешить ситуацию миром. Обычно излишней удалью грешат новички, которые хотят показать себя.
Реконструктор — это призвание
- Вы помните свою первую реконструкцию?
- Любой начинающий реконструктор сталкивается с тем, что его первый комплект будет где-то сделан не так. Я где-то со скорбью, где-то с гордостью скажу, что моя первая реконструкция - Отечественная война 1812 года, и у меня шесть пошитых мною мундиров. Шесть лет я ездил на «Бородино» и шесть раз перешивал мундир. Эпоха сложная. И, вроде бы, уже учёл все замечания, намучился. Появляешься на смотре перед фестивалем, и тебе говорят, что тут у тебя шов неправильный или раскрой, вроде, и пошит правильно, а выглядит мундир не так, как надо.
- Хотелось всё бросить?
- С этим сталкивается любой реконструктор. Например, шьёшь стрелецкий кафтан и думаешь: «Как же ты мне надоел!» Но сидишь и шьёшь. Потому что без него на фестивале делать нечего. Вы не думайте, что мы получаем какое-то огромное удовольствие от изготовления той или иной детали костюма. Вначале переживаешь восторг от того, что ты шьёшь, что-то изготавливаешь. Потом ненавидишь это дело. А потом уже всё происходит автоматически.
- Шьёте вручную?
- Швейная машинка появилась в 19 веке. Так что для наших эпох всё шьётся вручную. Для этого необходимы навыки, время. Иногда близкие ставят перед реконструктором вопрос ребром: реконструкция или семья. Если говорить о личной жизни, многие девушки приходят к нам в клуб в поисках хороших парней. В реконструкции разгильдяи не задерживаются.
- Как вам удаётся совмещать и семью, и работу, и необычное хобби?
- Моя жена полностью разделяет мои увлечения. У нас в клубе строгие правила. Будние дни для работы и клуба, выходные - для семьи. Семья - это святое. Развлекаемся мы всем клубом. Можем в боулинг сходить или где-то дружно посидеть, посмеяться. Хотя такие посиделки, как правило, переходят в бурные дискуссии по реконструкторской тематике. Это наш стиль жизни. Я считаю, что мы вносим свою посильную лепту в сохранение нашего культурного наследия.
Смотрите также:
- Нам пляску заводить. На чём держатся чувашские традиции. →
- В труде - спасение. Чем чуваши отличны от других. →
- Геннадий Тафаев: «Вся сила в народе» →