История без прикрас. Кухня военно-исторических реконструкций

К чему приводит любовь к истории, корреспонденту «АиФ» - Чувашия» рассказал Денис Сятрайкин, заведующий Музеем В.И. Чапаева, руководитель военно-исторического клуба «Русский егерь».

   
   
Денис Сятрайкин в костюме стрельца Фото: Из личного архива/ из личного архива

Досье
Родился 26 сентября 1978 г. Окончил историческое отделение историко-географического факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова (кафедра «Средневековой и новой истории Отечества») (2004 г.). Заведующий Музеем В.И. Чапаева, руководитель военно-исторического клуба «Русский егерь».

Семейное увлечение
- Денис Викторович, расскажите поподробнее о военно-историческом клубе «Русский егерь».
- Клуб возник спонтанно. Военной историей я увлёкся ещё в школьные годы. Будучи студентом, посмотрел репортаж про реконструкцию битвы при Прейсиш-Эйлау. У меня появилась идея, что было бы здорово вступить в подобный клуб. Как выяснилось, в Чебоксарах такого клуба нет. После учёбы я пошёл работать в школу и одновременно решил, почему бы не организовать клуб самому. И в 
62-й школе я собрал учеников, начал их воспитывать. Как результат, 8 сентября клубу исполнилось 16 лет, он вырос до одного из самых сильных клубов России, не только по моему мнению, но и по признанию многих. 
- Сколько сейчас человек в клубе?
- Основной костяк составляют пятнадцать человек, в том числе четыре девушки. Четверть ребят в клубе - это как раз те самые уже бывшие школьники, которые тогда решили заниматься под моим руководством. Они уже обзавелись семьями. 
В следующем сезоне уже есть желающие взять с собой детей. Среди реконструкторов нормальное явление - ездить на фестивали целыми семьями. Очень мне запомнилось, как на фестивале «Бородино» 2012 года одна реконструкторская группа организовала детский сад. Там было порядка 30 детей, для них сделали карусели в стиле эпохи Наполеона. Очень интересно это смотрелось: дети, одетые кто-то на французский лад, кто-то на русский, бегают, визжат, смеются.
Главное в деталях
- Костюмы вы изготавливаете сами, я правильно понимаю?
- Безусловно. Единственная эпоха, которую лучше всё-таки покупать, - это Великая Отечественная война. Потому что материал сохранился, немало мастеров, которые занимаются пошивом сами, и лучше них это никто не сделает. Что касается остальных эпох, то мы сами стараемся изучить технологии изготовления. По готовому комплекту, который ты сделал собственными руками, можно смело писать целую диссертацию. 

Сражения в реконструкции максимально реалистичные. Фото: Из личного архива/ из личного архива

- Значит, в костюме важна историческая точность?
- Прежде чем приступить к пошиву комплекта, необходимо изучить структуру ткани, как она изготавливается. У меня была очень сильная команда девушек, которые овладели практически всеми видами женского рукоделия. Они даже ткали ткани образца той эпохи, которой была посвящена реконструкция. Из них мы и шили потом костюмы. Перед пошивом нужно правильно раскроить ткань согласно выкройкам прошлой эпохи. Нужно знать и социальную структуру того времени. Обычный стрелец, например, никогда бы не подпоясался верёвкой, как крестьянин, это ниже его статуса. Стрелец никогда не ломал шапку ни перед кем, кроме царя, Бога и Великого Патриарха. Помимо костюма, много кожаного снаряжения. Сапоги пошить тоже не так просто. В результате, надев костюм, мы выглядим именно так, как выглядели, скажем, стрельцы 17 века.
Дерутся жёстко, но аккуратно
- Костюм готов, дальше фестиваль?
- Наши выезды сезонные. Чаще они проходят летом. Первая половина осени для нас - период отдыха. Ближе к весне я, как руководитель клуба, договариваюсь с организаторами различных фестивалей, и мы намечаем план, куда в этом году поедем. Все доводят до ума свои костюмы. Когда становятся известны точные даты, начинаем сборы. Фестивали проходят обычно два-три дня. В первый день - заезд, обмен опытом со старыми знакомыми. Во второй день фестиваля на совете командиров определяется расположение отрядов и порядок их действий. На третий день фестиваля во время завтрака мы с ребятами обсуждаем предстоящее сражение. Хотя исход бывает непредсказуемым. У нас не раз бывали ситуации, когда мы должны были погибнуть, а в результате ложился вражеский отряд, а нам ещё знамёна доставались. 
- Меню у вас тоже историческое?
- Вся еда готовится по рецептам эпохи. Если брать семнадцатый век, то есть замечательная книга «Домострой», по которой и готовим. У нас чётко сложившееся меню. Надо мной ребята даже подтрунивают, что я повар трёх блюд. Первое - чувашское блюдо шурпе, оно каким было много лет назад, таким и осталось. Следующее блюдо - казачий кулеш: сало долго варится в воде, пока полностью не растворится, в бульон затем добавляем овощи и пшенную крупу, получается очень питательно и вкусно, ребята его обожают. Ещё один вариант - это различные каши или плов - блюдо, не претерпевшее изменений за много веков. 
- Сражения максимально приближены к настоящему бою по силе?
- Мы на поле находимся в полной амуниции, но оружие не заточено. Дерёмся мы максимально жёстко, но аккуратно. Ни перед кем не стоит задача убить или покалечить члена другого клуба. Если вдруг кому-то случайно сильно попало, то всегда можно извиниться и разрешить ситуацию миром. Обычно излишней удалью грешат новички, которые хотят показать себя. 

Д. Сятрайкин: "Шесть лет я ездил на «Бородино» и шесть раз перешивал мундир". Фото: Из личного архива/ из личного архива

Реконструктор — это призвание
- Вы помните свою первую реконструкцию?
- Любой начинающий реконструктор сталкивается с тем, что его первый комплект будет где-то сделан не так. Я где-то со скорбью, где-то с гордостью скажу, что моя первая реконструкция - Отечественная война 1812 года, и у меня шесть пошитых мною мундиров. Шесть лет я ездил на «Бородино» и шесть раз перешивал мундир. Эпоха сложная. И, вроде бы, уже учёл все замечания, намучился. Появляешься на смотре перед фестивалем, и тебе говорят, что тут у тебя шов неправильный или раскрой, вроде, и пошит правильно, а выглядит мундир не так, как надо. 


- Хотелось всё бросить?
- С этим сталкивается любой реконструктор. Например, шьёшь стрелецкий кафтан и думаешь: «Как же ты мне надоел!» Но сидишь и шьёшь. Потому что без него на фестивале делать нечего. Вы не думайте, что мы получаем какое-то огромное удовольствие от изготовления той или иной детали костюма. Вначале переживаешь восторг от того, что ты шьёшь, что-то изготавливаешь. Потом ненавидишь это дело. А потом уже всё происходит автоматически. 
- Шьёте вручную?
- Швейная машинка появилась в 19 веке. Так что для наших эпох всё шьётся вручную. Для этого необходимы навыки, время. Иногда близкие ставят перед реконструктором вопрос ребром: реконструкция или семья. Если говорить о личной жизни, многие девушки приходят к нам в клуб в поисках хороших парней. В реконструкции разгильдяи не задерживаются. 

Кстати
Клуб «Русский егерь» создал реконструкции четырёх эпох: «Волжские булгары и эпоха раннего Средневековья», «Чебоксарский стрелецкий гарнизон», «49 егерский полк», «Советская пехота и казаки в Великой Отечественной войне».

- Как вам удаётся совмещать и семью, и работу, и необычное хобби?
- Моя жена полностью разделяет мои увлечения. У нас в клубе строгие правила. Будние дни для работы и клуба, выходные - для семьи. Семья - это святое. Развлекаемся мы всем клубом. Можем в боулинг сходить или где-то дружно посидеть, посмеяться. Хотя такие посиделки, как правило, переходят в бурные дискуссии по реконструкторской тематике. Это наш стиль жизни. Я считаю, что мы вносим свою посильную лепту в сохранение нашего культурного наследия.    
   

Смотрите также: