Велопутешественник, знаток чувашской истории и культуры, мастер народных музыкальных инструментов, музыкант, фотограф, охотник. Просто удивительно, как в одном человеке может сочетаться такое количество увлечений. Он объехал всю Россию вдоль и поперек, совершил путешествие по границе Чувашии, но останавливаться на этом не собирается. Сегодня гость нашей редакции - Николай Фомиряков.
Педалями по ангине
- Николай Андреевич, скажите, когда вы начали заниматься велопутешествиями?
- Велотуризмом увлёкся ещё в школьные годы. Сначала это были безобидные вылазки в соседние деревни. Постепенно стал выбираться в более отдалённые населённые пункты. Со временем вокруг не осталось городов, которых я не посетил - Киров, Йошкар-Ола, Казань, Нижний Новгород, Ульяновск. Потом решился на более дальние поездки - к Каспийскому морю, на Урал, к Северному Ледовитому океану, к Белому морю и на границу с Финляндией. Все мои путешествия описаны в дневниках: в первой книге - 4 путешествия: на север, юг, запад и восток; а во второй - путешествия вокруг Чувашии. Все путешествия приурочивал к ежегодным отпускам.
- Как считаете, что ценного собрали для себя в велопутешествиях?
- Во-первых, это знания: узнал страну, людей, повысил кругозор. Второе моё бесценное приобретение - это здоровье. Когда-то у меня были проблемы с ангиной, можно сказать, я её педалями и залечил. Крутил педали и в дождь, и в холод, и в ветер. Постепенно организм окреп так, что теперь его уже никакой простудой не возьмёшь. Во время последнего путешествия по границе Чувашии пришлось хорошо помёрзнуть в заволжских лесах, целые сутки ехал под дождём, и ничего, даже насморка не было.
Изначально мы - сувары
- Вы в разных местах побывали, есть, с чем сравнить. Чем, на ваш взгляд, дышит Россия? Как живут простые люди?
- Самый главный вывод, который я сделал в сравнении: какие бы времена не настали, чувашский народ всегда выживет.
В первую очередь, за счёт своего трудолюбия. Проезжаешь российскую глубинку - везде разруха, дома разваливаются, а ведь люди живут среди лесов, в тайге живут, но не видно, чтобы работал русский мужик. А на наши деревни посмотрите: рядом со старыми домами вырастают коттеджи, огромные дворовые постройки. Дай нашему человеку мало-мальское условие для самовыражения - он всегда вырвется вперёд. За примерами далеко ходить не надо - это и всемирно известные китаевед Никита Бичурин, космонавт Андриян Николаев, архитектор Пётр Егоров...
- Николай Андреевич, продолжая тему значимости чувашей, как охарактеризуете роль нашего народа в современном мире?
- Во-первых, я считаю, что свою роль в современном мире нужно увеличивать, а для этого нужно понять, кто мы такие. Необходимо осознать своё место в истории: какими мы были, кто мы есть сейчас. Мне очень импонирует тот факт, что мы сувары, ведь изначально так и было, это потом нас назвали чувашами. Я чуваш, и в то же время я сувар. К сожалению, мало что делается в нашей республике для того, чтобы мы могли полностью обладать знаниями о своём прошлом - в школах из рук вон плохо преподаётся история чувашского народа, многое замалчивается. Именно досада на этот факт толкнула меня на то, чтобы написать книгу «Хронология истории чувашского народа».
Посещая исторические места, начинаешь осознавать своё место в истории и среди народов. Во всей России есть места, которые неразрывно с нами связаны. В Дагестане видел гору, которая имеет чувашское название - «Чăнкă ту» (Крутая гора); в своё время наш народ жил там в суварском княжестве около 500 лет. На Алтае есть речка «Саракокша» (Жёлтая лысина), также в одной из поездок встретил озеро «Ылтăн кӳлě» (Золотое озеро). Так что нужно гордиться значимостью своего народа и идти вперёд с высоко поднятой головой.
Плясать под свою дудку
- Николай Андреевич, а музыкальные инструменты вы начали мастерить тоже из-за некой досады? Для того, чтобы донести до нынешнего поколения ту же самую мысль о значимости?
- Безусловно. Не понимаю, чем занимаются разного рода искусствоведы, люди, которые сидят в своих кабинетах, занимают большие должности? Что делают они, сидя на своих архивных документах? Почему информация по созданию инструментов не выводится в общие массы? Ни в одном учебнике не описана подробная инструкция по созданию народных инструментов. А ведь в старину в каждой чувашской деревне мастерили скрипки, дудки, свистульки. Сейчас в моём домашнем музее более 20 разновидностей музыкальных инструментов, сделаны они из природного материала - борщевика, бамбука, коровьих рогов, дерева.
И чтобы смастерить каждый из них (будь то обычная дудка или шаманский бубен), мне пришлось перелопатить весь Интернет, посетить множество музеев, деревень, методом проб и ошибок достигнуть нужного результата. И чтобы эта информация со временем не ушла в небытие, я создал сборник-инструкцию «Музыкальные инструменты разных народов». И я счастлив от мысли, что всё это останется моим внукам, правнукам, последующим поколениям.
- Где ещё черпаете вдохновение для создания народных инструментов и игре на них?
- Езжу на различные этномузыкальные фестивали, под Казанью, к примеру, действует всемирный фестиваль «Крутушка». Посещаю его ежегодно, знакомлюсь с коллегами, делюсь своими секретами, нахожу свежие идеи для создания инструментов. Так и пополняется моя бесценная коллекция. Бывает, я просто сяду и играю для себя, ведь естественные звуки так здорово звучат, завораживают. Очень сожалею о том, что с развитием цивилизации мы постепенно отходим от естества, компьютеры нам подавай, обработанную музыку, удобный транспорт, искусственные какие-то становимся, ненастоящие… А ведь чем ближе мы будем к природе, тем дольше продлится век человеческий.
Кстати, в коллекции мастера более 20 музыкальных инструментов