Сегодняшний гость редакции - талантливый музыкант, чебоксарец, который вынужден жить и работать в далёком Санкт-Петербурге, потому что в родном городе для него просто нет работы.
Первый раз Андрея Степанова я увидела в подземном переходе на Невском проспекте. Прилично одетый молодой кларнетист профессионально исполнял джазовую композицию по мотивам произведений Бетховена. Вокруг собралась приличная толпа слушателей. На полу в футляре от кларнета лежал уже достаточно приличный гонорар. Тогда мы с приятелем прошли мимо, а когда через пару часов возвращались обратно, музыкант, так же виртуозно, как и Бетховена, и с не меньшим числом поклонников играл «мурку» в джазовой обработке. Остановились послушать, потом как-то сам собой завязался разговор. И тут выяснилось, что кларнетист - наш земляк, уехавший из Чувашии на заработки ещё 10 лет назад.
«Мурка» в переходе
- Андрей, а почему с таким талантом ты «тратишь» себя в подземном переходе?
- Ну, во-первых, я не всегда играю в переходах. Как у любого музыканта, у меня есть проекты, с которыми я выступаю в более серьёзных местах: в клубах, ресторанах… А во-вторых, мне просто нравится играть на улице перед обычными прохожими. Люди куда-то спешат по своим делам, и вдруг останавливаются. Забывают про всё и слушают. Не потому, что купили билет на концерт и отбывают положенное время, а потому, что им просто нравится моя музыка. Где найдёшь ещё более благодарную публику? К тому же (смеётся) уличные музыканты в таком городе, как Питер, очень неплохо зарабатывают.
- На жизнь хватает?
- Не жалуюсь. Вместе с двумя своими знакомыми снимаю квартиру в центре города, где на заработанные «уличные» деньги оборудовал приличную музыкальную студию. Могу позволить себе играть на приличных инструментах. В России, к сожалению, кларнеты делать не научились. Классический кларнет - вещь дорогая. Изготавливают его из чёрного дерева. Я пользуюсь инструментами чешской и японской фирм. Такие кларнеты стоят от трёх тысяч долларов и выше.
Работы дома нет
- В Чувашии работать не хочется?
- О чём вы говорите? В Чебоксарах на Моцарте ничего не заработаешь. В Чувашии самый маститый музыкант самого крутого в республике оркестра за месяц получает столько, сколько в Питере можно заработать меньше чем за неделю. А уличным музыкантам и вовсе там делать нечего. Нет в республике культуры слушать хорошую музыку на улице и достойно благодарить исполнителя. К играющим на свежем воздухе музыкантам зачастую относятся, как к попрошайкам, а не как к профессионалам. Так что меня можно назвать музыкальным гастарбайтером, вынужденным покинуть дом ради нормального заработка. В Чебоксары иногда приезжаю, чтобы увидеться с друзьями и навестить маму. В Чувашии меня приглашают выступать в клубах. Но слушателей здесь у меня не так много. Я убежденный сторонник нестандартной подачи музыки, так называемого «городского андеграунда». В республике такую музыку многие не понимают.
С армией не сложилось
- А как ты вообще выбрал профессию музыканта?
- К музыке меня приобщила в первую очередь моя старшая сестра Людмила. Она вдохновила меня пойти учиться в музыкальную школу. Тогда мне было 10 лет - она мне в красках рассказала, как хорошо быть артистом, ездить по всему миру на гастроли, всегда быть на виду у публики. Какой ребёнок может остаться к этому равнодушным?
В то время речь шла о том, чтобы научиться играть на фортепиано. Но тут вмешалась мама. Она посчитала, что лучше научиться играть на каком-то духовом инструменте. Он и значительно легче, и умение на нём играть может потом пригодиться в армии - пойду служить не простым солдатом, а музыкантом военного оркестра. Кстати, в армию я так и не попал - забраковали по зрению, но свой инструмент благодаря такой мотивации я получил. Учился в Чебоксарах в музыкальной школе №1, в чебоксарском музыкальном училище. Потом уехал учиться в Тобольск, где в училище искусств и культуры преподаёт моя сестра.
Это вам не пианино
- Кларнет - редкий инструмент, почему выбор пал именно на него?
- Мне очень нравится джаз, поэтому сначала я очень хотел научиться играть на саксофоне. Но преподаватель в музыкальной школе в самом начале моего профессионального пути посоветовал выбрать именно кларнет. «Это более сложный инструмент, - говорил он, - если ты его освоишь, то научиться играть на саксофоне будет намного проще». Зато теперь я уверенно могу сказать, что играю на кларнете профессионально. Кларнет - инструмент очень своеобразный, интеллигентный и немного странный. Без него не обходится ни один оркестр. Под него написано много гениальных произведений, например, именно кларнет начинает Пятую симфонию Чайковского. Мне кажется, что этот инструмент определяет характер того человека, который на нём играет. Поэтому, наверное, все кларнетисты удивительные люди. Какому пианисту придет в голову выступать в подземном переходе? А с кларнетом - пожалуйста, никаких проблем.
Вспоминается такой случай: летом с друзьями решили поехать в Крым. Украинских гаишников почему-то заинтересовала машина с российскими номерами. Нас остановили на посту перед Коктебелем. Водитель уже приготовился выложить кругленькую сумму, а я выпрыгнул из машины в ярком авангардном костюме и принялся пританцовывая играть на кларнете. Гаишники настолько опешили, что забыли, зачем нас останавливали. Выслушали разинув рот мой концерт и отпустили нас с миром.
- Музыка - это основное, чем ты живёшь?
- Игра на кларнете - это не всё, что я умею, и что мне интересно. Когда я играю, просто чувствую музыку и наслаждаюсь звучанием инструмента. Жизнь намного шире. Сейчас все мои мысли о создании будущей семьи. У меня есть прекрасная девушка, и я надеюсь, что скоро мы поженимся.
Смотрите также:
- Катя Ворошилова: «Общество не должно делиться на «здоровых» и «нездоровых» →
- Ароматы мира. Первый рок-фанк-этно-хоп коллектив в ЧР о стиле и мотивации →
- Песни без слов →