27 марта во всём мире отмечается Международный день театра, профессиональный праздник его многочисленных служителей - от актёров и режиссёров до гардеробщиков и билетёров. Сегодня в гостях у редакции человек, чью судьбу однажды изменило «прикосновение к прекрасному». Станислав Арсентьев, монтировщик сцены Русского драматического театра, приоткрывает читателям и зрителям мир закулисья.
В свободном полёте
- Станислав, каково это - ощущать себя частью древнейшего вида искусства? Что привело Вас в театр?
- Театром болел ещё со школьной скамьи. День, когда мы приходили на спектакли всем классом или с родителями, считал праздником. После школы, в связи с нелёгким материальным положением семьи, трудился рабочим на стройке. Времени это отнимало много, и про личные дела приходилось забывать. А потом как-то театр отошёл на второй план, появились другие предпочтения. В какой-то момент понял, что занимаюсь не тем… Однажды от знакомого узнал, что в театре ведётся набор декораторов. Не раздумывая, пришёл сюда и с тех пор ни разу об этом не пожалел. Может, ничего не добился в материальном плане, но, по крайней мере, нашёл себя в жизни.
- У Зощенко есть юмористический рассказ «Монтёр», который завершается фразой «Теперь и разбирайтесь сами, кто важнее в этом сложном театральном механизме». Есть у вас ощущение собственной значимости?
- Многие считают рабочие профессии в театре плебейскими. Боюсь показаться излишне пафосным, но мы действительно чувствуем себя неотъемлемой частью «действа». Надо признать - без добросовестности и организованности в этой работе не обойтись. Работа заключается в следующем: мы собираем декорации перед спектаклем, разбираем - после, присутствуем на репетициях. А во время спектакля, стараясь соблюдать идеальную тишину, на цыпочках, передвигаем мебель и развешиваем различные портьеры, ширмы и кулисы. Всё это нужно делать быстро и слаженно. От работы монтировщика зависит безопасность актёров на сцене. Неправильно установленная и плохо закреплённая декорация может ушибить и даже покалечить. Занавес опускаем и поднимаем первобытным способом - при помощи стальных тросов. Во многих театрах давно перешли на управление при помощи кнопочной панели.
А ещё мне нравится относительно свободный график работы - главное, чтобы перед спектаклем на сцене стояли декорации, а кто из нас, шести человек, будет это делать, не так важно. Мы сами планируем свой рабочий день, договариваясь друг с другом. Важный момент - для меня эта работа не превращается в рутину.
Лучший доктор
- Когда глядишь на действо на сцене, возникает желание присоединиться к актёрскому составу?
- Да, признаюсь, бывает такое чувство. Раньше, несмотря на самые смелые мои желания, даже представить себя артистом я не мог. Тому виной был ярко выраженный дефект речи - заикание. Говорить с собеседником было сложно, не то что декламировать со сцены. Я думаю, меня вылечила работа в театре - общение с культурными и образованными людьми, запоминание текстов… Случилось почти волшебство - в какой-то момент окружающие заметили, что недуг стал почти незаметен, а я и сам не заметил, как это произошло!
В театральной среде есть такое мнение: самыми преданными рабочими сцены становятся те, кто в душе всегда мечтал стать артистом. И наоборот. Вот, к примеру, Сергей Куклин, Александр Смышляев, Николай Горюнов, заслуженный артист Чувашии, перед тем, как выдвинуться в состав ведущих артистов Русского драматического театра, работали монтировщиками сцены. Знаю, что и некоторые артисты мирового масштаба (Александр Абдулов, например) начинали свою головокружительную карьеру со скромной должности рабочего сцены.
Нам необходимо знать все тексты, чтобы не ошибиться, после какой реплики менять декорации и опускать занавес. Так что, вполне можем выступать и в роли суфлёров! И сейчас среди нас, монтировщиков, есть ребята с хорошими актёрскими задатками.
Закулисные козни
- А как у вас складываются отношения с артистами?
- Неоднозначно, надо сказать. Есть и те, кто обращаются с декораторами исключительно как с обслуживающим персоналом: смотрят свысока и не удостаивают внимания. А есть среди них и очень талантливые и дружелюбные люди. Во время любого рабочего процесса иногда случаются нелады - и это, в общем-то, считается нормой. И в кругу артистов живут тайны, интриги и пикантные истории. За кулисами они - одни, на сцене другие. Но наша общая задача как работников театра - подарить зрителям сказку: поэтому во время представления актёры преображаются, оставив дрязги «на потом».
- Мир за сценой, значит, всегда полон загадок, зачастую не всегда приятных?
- Согласен. Без ложки дёгтя в бочке мёда дело обходится редко. В театре процветает «кумовство» и блат, что лично мне не может нравиться. Когда в начальники ставят человека, ровным счётом ничего не понимающего в работе, которую ему доверили, - понятно, откуда ноги растут. Многие замечательные работники, большую часть жизни проработавшие в театре, увольняются, не выдержав гнёта некомпетентного начальства. Наверное, впервые за многие годы сейчас подобралась настолько слаженная и дружная команда монтировщиков - жаль было бы отказываться от дела, которое считаешь смыслом своей жизни, из-за самодурства боссов.
Однажды мы пошутили. Был день монтировщика, и отмечали мы его достаточно бурно и весело.
Врывается начальник: «Вы что тут вытворяете? Скоро спектакль, вы работать собираетесь?» Мы: «Нет, не собираемся! У нас сегодня праздник!» Ну, тут, понятно, крики, ор, грозящие грандиозным скандалом: «Всех поувольняю, бездельники!» Бежит сам спасать положение и столбенеет: всё уже готово, декорации давно стоят на сцене.
Так что, недовольство недовольством, а работу свою мы знаем и делаем.
Хороший стимул
- Сложность декораций зависит от уровня постановки спектакля?
- Не всегда. К примеру, в спектакле, который считается одним из фаворитов, задействована всего одна декорация, не меняющаяся на протяжении двух актов. Репертуар театра довольно обширен, но по количеству людей в зале можно судить о популярности постановок.
Культурный уровень в Чувашии, конечно, иной, нежели в крупных городах. Не берусь рассуждать об этом как эксперт и обозреватель, скажу лишь, что вижу своими глазами: в зрительном зале собираются, в основном, одни и те же люди. Узнаю одни и те же лица. Какое-то время я жил в Москве, и хотя столица не слывёт культурной, многие её жители предпочитают живое действо на сцене зрелищам в кинотеатре. Несмотря на довольно высокую стоимость билетов. По соседству со мной жила семья среднего достатка. Так вот, каждые выходные они дружно выбирались в театр. Как хватало денег? Не знаю, копили, наверное. Всё же приятно признать, что для кого-то большей ценностью является не материальное, а духовное благополучие.