Экс-министр финансов ЧР: республика живёт не по средствам

В преддверии принятия республиканского бюджета на трёхлетний период интересный документ попал в распоряжение «АиФ»-Чувашия»...

   
   

«Имеем право»

После определённых раздумий редакция «АиФ»-Чувашия» приняла решение его опубликовать. Хотя бы потому, что не только представители высоких правительственных кругов имеют право знать истинную картину происходящего в республике, но и те, кто составляет основной стержень Чувашии. Неравнодушные к дальнейшей судьбе республики люди. Те, которые не чиновники. И даже не бизнесмены. Простые налогоплательщики.

Уважаемый Михаил Васильевич!

В соответствии с договоренностью направляю Вам прилагаемый аналитический материал, подготовленный Н.В. Смирновым, который, как и мы с Вами, неравнодушен к судьбе родной республики.

Кстати, как ни  парадоксально звучит, но Вы, пожалуй, единственный руководитель региона (причем, аграрно-промышленного!), который до сих пор не сумел выкроить время для того, чтобы посетить родное федеральное ведомство. Думается, если бы Вы заглянули хотя бы раз в Минсельхоз России, это принесло бы пользу и аграрной политике в Чувашии, и  дальнейшему  развитию нашей малой Родины. Ведь, как говорили римляне, non sibi, sed Patriae natus es.

Министр

сельского хозяйства РФ

Н.В. Федоров

Собственно письмо

Уважаемый Николай Васильевич!    
   

Изучая проект респуб­ликанского бюджета на 2014-2016 годы, нельзя не заметить, что Чувашия  последовательно  отходит от принципов проведения ответственной бюджетной политики, что прежде являлось обычным  правилом в ходе постоянного реформирования бюджетной системы на республиканском уровне и  несения статуса самой прозрачной бюджетной системы в России. Со стороны властей присутствует некоторая инертность и благодушие к принимаемым решениям, оторванным от реальной действительности.

Республика устойчиво начала жить не по средствам.

Можно медленно развивать и поддерживать общественную инфраструктуру, - это дело бюджетной политики. Но есть жесткие правила политики расходов, которые обязательны не только для государственного бюджета, но и для домохозяйств, несоблюдение которых приводит к трудно поправимым  результатам.

В последние годы размеры государственного долга в Чувашии устойчиво превышают  объемы бюджетных инвестиций (ежегодно в среднем на 4-5 млрд рублей). Тенденция к ухудшению в этом направлении заложена в параметрах бюджета на 2014-2016 годы.  Это говорит о том, что Чувашия уже, как правило,  продолжает  занимать деньги не для развития и строительства современной инфраструктуры, а для текущих трат  бюджета, включая заработную плату и социальные выплаты, что в простонародье называется   проеданием.

Фото: https://gov.cap.ru/

В цифрах

В предыдущие годы   объем бюджетных инвестиций  всегда превышал  объем госдолга (в 2005 году - 0,9 млрд рублей, в 2006 году - 1,3 млрд рублей,  в 2007 году - 3 млрд рублей, в 2008 году - 1,1 млрд рублей: важнейший показатель! -  «градусник» для ответственной власти). Т.е. деньги в долг могли привлекаться  только на  инвестиции.

Как правило, расчеты на  текущие и капитальные затраты в Чувашии велись отдельно с выделением бюджета развития, который  служил не только для реализации серьезных проектов, как газификация, водоснабжение, строительство дорог и  социального жилья и т.д., но своего рода «подушкой безопасности» в кризисные годы, когда в целях обеспечения социальных гарантий граждан его  можно было несколько уменьшить, как это было после прошедшего финансового кризиса.

Уменьшившиеся  в  2009 году в результате финансово-экономического кризиса доходы (на 16%) в конце 2010-го и начале 2011 года были полностью восстановлены, но вместо направления их на восстановление бюджета развития они пошли по новым расходным обязательствам, прибегая впоследствии к заимствованиям. В 2014-2016 годах привлечение только  банковских кредитов в чистом виде (привлечение минус погашение) составит  дополнительно более 8 млрд рублей.

На 2014-2016 годы  запланировано прогрессивное увеличение государственного долга Чувашии. Если в  2013 году предельный объем долга по плану составляет 11,8  млрд. рублей, то в 2016 году он уже достигнет 19,2 млрд. рублей, т.е. долг увеличится от 46,1% к собственным доходам до 78%. Серьезные цифры, которые полностью противоречат декларациям Главы Чувашии (см. пресс-конференцию М.В. Игнатьева по итогам двух лет работы).

Фото: https://gov.cap.ru/

Такое увеличение возможно, но при реализации крупных инфраструктурных проектов. Но в бюджете такие проекты отсутствуют. Республиканская инвестиционная программа на 2014 год составляет лишь 1,9 млрд рублей (5,3% от общих расходов бюджета, для справки:  в  прежние годы эта доля не опускалась ниже 20%, а в 2007 году даже 28,5%), в 2015 году - 1,4 млрд рублей (4,0%), в 2016 году - 1,26 млрд рублей (3,6%). Кстати, большинство цифр в РАИП округлены до нулей, например, 10000, 8000, 6000, что свидетельствует  об отсутствии либо расчетов, либо проектной документации, что впоследствии обычно приводит к распылению средств, удорожанию и т.д.

Если ранее выстроенная бюджетная система Чувашии была способна браться  за любые серьезные инфраструктурные проекты, сейчас такие  возможности республикой утеряны.

Но необходимость в этом есть. Не сняты задачи по обеспечению  доступа населения к качественной питьевой воде в районах  ранее построенных водохранилищ (особенно южный куст). Затягивание  продолжения проекта грозит  потерей ранее вложенных ресурсов. По составленным тогда расчетам Минфина Чувашии уже в 2012 году должны быть завершены проекты реконструкции  «БОС» и строительства предприятия по бытовым отходам (Чебоксары, Новочебоксарск, еще раньше). По сути приостановлены  проекты по строительству государственного жилищного фонда и строительству квартир эконом-класса для малообеспеченных граждан и бюджетников. Пожалуй, только гипотетически  может быть построена дорога завод «Контур» - пр. Ленинского комсомола, соединяющая Северо-Западный жилой массив с Новоюжным. А пробки уже стали явью…

Заимствования нельзя  оправдывать увеличением расходов на реализацию майских Указов Президента. Указы были четко рассчитаны и прогнозированы в соответствии с возможностями региональных бюджетов  с учетом значительной  дополнительной помощи из федерального бюджета. В 2013 году Чувашия на эти цели получила 989 млн рублей, а на 2014 год предусмотрено 1068 млн рублей!

Для Чувашии вопросы повышения зарплаты - испытанный и пройденный этап. Ещё  первым Президентом Чувашии было принято решение об удвоении заработной платы бюджетникам. Но тогда это делали одновременно с  реформированием и  реструктуризацией бюджетной системы.

Надо учесть, что майские  Указы о повышении  зарплаты бюджетникам предусматривают обеспечение  трети дополнительных расходов за счет реорганизации неэффективных организаций. Также, в соответствии с федеральным законом (83-ФЗ)  бюджетные учреждения наделены широкими правами по привлечению внебюджетных средств. Поэтому  одновременно с повышением зарплаты нужно параллельно работать по  систематизации государственных услуг и государственных заданий, чтобы население получало качественные бюджетные услуги, а работники достойную зарплату. Реформирование бюджетных учреждений  не завершилось с принятием федерального закона 83-ФЗ, это только начало.            

По последним данным Минрегионразвития России, Чувашия попала в перечень регионов, где положение в реальном секторе экономики   заметно хуже, чем в среднем по стране. По данным Росстата, в январе-сентябре 2013 года в Чувашии в основной капитал за счет всех источников финансирования вложено  на 24,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что хуже всех среди других регионов в ПФО.

Кстати
«Да, такое письмо действительно было, - подтвердил помощник министра сельского хозяйства РФ Виктор Васильев, к которому «АиФ»-Чувашия» обратилась за разъяснениями. - Знаю это потому, что письмо министра сельского хозяйства РФ вместе с аналитическими материалами, подготовленными директором Департамента финансов и бюджетной политики Минсельхоза РФ, экс-министром финансов ЧР Николаем Смирновым, было направлено мной по служебной электронной почте на адрес главы ЧР Михаила Игнатьева 14 ноября 2013 года». Ни прибавить, ни убавить, как говорится...

Но это уже вопросы  поддержания экономического потенциала и инвестиционной привлекательности, что потребует отдельного анализа.

В целом, думается,  необходимо вернуться к тем принципам лучшей  практики осуществления бюджетного процесса,  выработанным и реализуемым  при реформировании системы управления общественными финансами в 2000-е годы. Срочно  произвести диагностику бюджетных расходов и осуществить меры по оптимизации государственных услуг с одновременной оптимизацией финансового обеспечения государственных заданий. Т.е. необходимо снова грамотно и ответственно реформироваться. Иначе нельзя.

Кстати, что касается бюджетной системы, по данным Минрегионразвития России,  Чувашия по данному сводному показателю числится в списке регионов, где положение стало также заметно хуже среднероссийского.   А ведь всегда были первыми!

Было бы  правильно вернуть бюджет на кардинальную доработку.

Н. В. Смирнов

Вместо послесловия

Впрочем, нынешняя власть склонна встречать аналитику Смирнова с раздражением: то пытается опровергнуть, то вообще ставит под сомнение сам факт ее существования. Возможно, именно это произойдет и нынче.

Смотрите также: