В обход Конституции. В Чувашии нарушены права профессионального адвоката

Фото: АИФ

Жанна Коркунова — профессиональный юрист с практическим опытом более 10 лет. За плечами ее богатый опыт преподавательской деятельности в «Академии права и управления». Жанна Николаевна трудится в Коллегии адвокатов «Профессионал», оказывая помощь в решении самых сложных юридических вопросов.

   
   

В марте 2013 года Жанна Коркунова столкнулась с ситуацией, когда ей самой потребовалась защита — были нарушены ее неоспоримые права на неприкосновенность частной жизни. По иронии судьбы, в роли обидчиков оказались фактически коллеги — те, с которыми ей довелось расследовать очередное уголовное дело.

– Я выступаю защитником некоего Кондратьева, доказать его невиновность мне кажется несложным делом, – рассказывает Жанна Коркунова, адвокат. – 15 марта мы со следователем Сергеем Павловым наведывались к моему подзащитному в следственный изолятор. По прихоти следователя пришлось простоять в холодном сыром тамбуре минут 40 — естественно, я простудилась, пришлось выйти на больничный. С подзащитным работаю по договору: это значит, что после пяти дней отсутствия адвоката обвиняемый может от него отказаться и выбрать себе другого защитника. Следователь же решил воспользоваться моим отсутствием: пришел один к моему подзащитному и стал его уговаривать подписать 217 статью, что означает окончание ознакомления с материалами дела и выбор вида судебного разбирательства. Мол, твой адвокат не явился, дальше будем без него. Но мой подопечный от меня отказываться не пожелал. В понедельник, 21 марта, я ждала дома участкового врача. Раздался звонок в дверь, а на пороге вместо терапевта — следователь собственной персоной, да еще и с двумя понятыми! Понятых я видела первый раз в жизни, подозреваю, что это студенты-практиканты: обычно их приглашают на роль свидетелей. То есть следователь, воспользовавшись своим служебным положением, узнал мой домашний адрес и взял на себя миссию судебного вестника. Получать уведомление я отказалась. Адвокат я — на работе, но никак не дома, да еще и в больном состоянии! Как в общеизвестной поговорке получается – «незваный гость хуже татарина».

Следователь записывал на видеокамеру все происходящее: улицу, дом, подъезд и открывшую дверь Жанну Николаевну. Составил акт, в котором описал происходящее. Во время болезни адвоката состоялось судебное заседание по делу ее подзащитного, где председательствовал судья Евгений Иванов. Так как сама не могла присутствовать в зале, следователь показал суду видеозапись. И опять же, без ее согласия.

– После выписки с больничного я направила заявление в следственный комитет с жалобой на неправомерность действий их сотрудника. Но руководство следственного отдела следственного управления по г. Чебоксары не считает, что были нарушены мои конституционные права на неприкосновенность частной жизни. Мое заявление даже не было зарегистрировано в книге учета сообщений о преступлениях. Тогда я обратилась в Верховный суд и Генеральную прокуратуру, но пока они занимают выжидательную позицию. Дело моего подзащитного не бросила, и так как приговор ему не вынесен, продолжаю защиту. Еще три месяца он будет под следствием, – продолжает Коркунова.

Уполномоченный по правам человека в Чувашской Республике Юрий Кручинин согласен с Жанной Николаевной: действия следователя он считает недопустимыми, нарушающими все нормы закона, нормы морали и служебной этики.

– Я считаю этот факт вопиющим, следователь явно превысил свои должностные полномочия. С его стороны таких самоуправных действий не требовалось. Адвокат Коркунова свою позицию по отношению к рассматриваемому делу изложила заранее, и к тому же у нее была уважительная причина, по которой она не смогла явиться на судебное заседание. Следователь вполне мог назначить на слушание и другого защитника. Я отправил письмо руководству СУ СК — хочу узнать их мнение по этому вопросу, но не удивлюсь, если они ничего конкретного не ответят. Думаю, они сейчас стараются слегка притушить этот конфликт. Насколько я знаю, это не первый случай скрытия следственным отделом подобных проступков своих сотрудников. Интересно, а если бы в суд не явился прокурор, к нему бы тоже явились домой с понятыми и составляли акт? В таком случае нужно было составлять протокол, то есть процессуальный документ. Акт — по сути просто бумага. Еще я удивлен позицией судьи Иванова, который позволил показать ту самую видеозапись в суде, а Жанне Николаевне я бы посоветовал получить этот видеоматериал. Ситуация получается такая: следователь по своей инициативе предпринял параллельное расследование, но только уже в отношении адвоката, а не обвиняемого.

   
   

По неизвестным причинам, сам следователь Сергей Павлов от каких-либо комментариев по этому вопросу отказался. А старший помощник руководителя Следственного Управления Следственного Комитета по Чувашии Олег Дмитриев ответил: «Не знаю, зачем Коркунова обращается за помощью в газету, если можно было бы обжаловать дело в судебном порядке».

2 сентября во всех школах республики пройдут открытые уроки «Урок Конституции». Хочется верить, что сей своевременный шаг позволит воспитать ответственных граждан России, которые, став взрослыми людьми, не будут грубо попирать ее основы, как нынче порой делают те, кто по долгу своей профессии должен охранять, а не нарушать право.

Смотрите также: