Сегодняшний наш собеседник - Алексей Глухов, руководитель республиканской правозащитной общественной организации «Щит и Меч». Накануне Нового года стало известно, что «Щит и Меч» победил в конкурсе на получение государственной поддержки российским некоммерческим организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества.
Деньги выделены на реализацию проекта «Юридическая и информационная поддержка дел о нарушении прав человека в Чувашской Республике».
Не ждали
- Поздравляем с получением президентского гранта!
- Зная, как прохладно в Чувашии местные власти общаются с правозащитниками, не говоря уже о материальной поддержке, мы с большим недоверием относились к подобным официальным конкурсам. Поэтому выигрыш государственного гранта в 400 тысяч рублей стал для нас полной неожиданностью. Поскольку грант - деньги целевые, они пойдут на текущие расходы организации: на аренду помещения, оплату телефона и интернета.
Кстати, 22 мая «Щит и Меч» отмечает 10-летний юбилей. К сожалению, пока это единственная правозащитная организация в Чувашии. Конечно, в нашей республике существует много сильных юридических фирм, но они представляют интересы клиентов за деньги. Мы же оказываем помощь безвозмездно. Вплоть до обращения в Конституционный и Верховный суды России и в Европейский суд по правам человека. Наши юристы бесплатно консультируют жителей республики при личных встречах, по телефону, в интернет-приёмной на нашем сайте. Так что грант окажется нелишним.
- Чем все же приглянулся «Щит и меч» конкурсной комиссии?
- Наверное, тем, что мы уже успели сделать за прошедшие годы. Благодаря активному участию нашей организации Госсовет Чувашии внёс существенные поправки в региональное законодательство о проведении митингов, в республике появились государственные должности уполномоченных по правам человека и по правам ребенка. Много мы работали по обращениям граждан, чьи права были нарушены. Всё это отразили в своей заявке на грант, представили проект наших дальнейших действий. В результате комиссия под председательством Эллы Панфиловой, руководителя Общероссийского общественного движения «Гражданское достоинство», которому Владимиром Путиным было доверено распределение грантов, включила нас в список победителей конкурса.
Европа нам поможет
- Какие конкретные дела по защите прав человека Вам запомнились больше всего?
- В основном нашей организации приходится заниматься неправомерными действиями органов правопорядка: необоснованными задержаниями, применением представителями власти физической силы. Люди, не найдя понимания в прокуратуре, судах, с ворохом бумаг обращались к нам как в самую последнюю инстанцию.
Например, к нам обратился гражданин Ершов, которого полицейский ударил в живот дубинкой. В результате у него лопнул мочевой пузырь. От имени Ершова мы подали исковое заявление в суд и выиграли 45 тысяч рублей.
Совсем недавно в Чебоксарах вынесено решение в пользу родителей молодого человека, повесившегося на шнурках от кроссовок в камере предварительного заключения территориального отдела полиции «Рябинка». Суд оценил моральный ущерб в 400 тысяч рублей. Кроме того, виновным в халатности, повлекшей смерть человека, был признан дежурный оперативной части - его уволили из полиции и дали 3 года условно.
Но не всегда конфликт удаётся решить на местном уровне. Сейчас мы ожидаем решения Европейского суда по правам человека по делу Владимира Калистратова, два года добивавшегося от следствия возбуждения уголовного дела в отношении инспекторов ГИБДД, которые, по его словам, выбили ему два передних зуба, ударив лицом о стену. Ожидаем решения по делу Дениса Фёдорова, в доме которого незаконно провели обыск, по делу Сергея Иванова, более трёх лет пытавшегося привлечь к ответственности сотрудников ДПС. По его словам, правоохранители незаконно задержали его, избили и продержали в РОВД 5 часов. Тщетно Иванов добивался от следователей прокуратуры, а затем и Следственного комитета полного расследования. За это время сотрудники ведомств вынесли 22 необоснованных постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Полиция сдачу не принимает
- Четыре года назад бывшему руководителю МВД России Рашиду Нургалиеву журналист какого-то СМИ задал вопрос: «Может ли гражданин дать сдачи, когда на него напал милиционер?» Министр ответил: «Если гражданин не преступник, если он идёт спокойно и ничего не нарушает - то да».
- Не советую считать слова бывшего министра руководством к действию. Если произошел конфликт с полицейским по его инициативе, то лучше держать руки за спиной, потому что несколько синяков всё же лучше чем несколько лет тюрьмы. Тем более, что всегда найдутся «свидетели», которые скажут, что гражданин напал первым, а полицейский просто защищался. Не стоит рисковать свободой. У нас в республике и так достаточно людей сидит за решёткой - около 7700 человек.
В тюрьме тоже жизнь
- Алексей, если уж заговорили о тюрьмах, то стоит, наверное, затронуть еще один аспект работы Вашей организации - это соблюдение прав заключенных в местах лишения свободы.
- Суд приговаривает преступившего закон человека к изоляции от общества, а не к жизни в бараке с протекающей крышей и с отключенным в целях экономии отоплением. Это ненормально, и с этим надо бороться. Мы работаем по жалобам заключённых с республиканским управлением исполнения наказаний. Медленно, но удаётся улучшить бытовые условия в колониях и следственных изоляторах. Сейчас есть серьёзная проблема, когда заключённых наказывают за нелегально пронесённые на зону сотовые телефоны. Это некорректно, если нет других способов связаться с родственниками. Для того, чтобы решить проблему, надо установить в исправительных учреждениях достаточное количество таксофонов.
Чтоб другим было неповадно
- Благодаря участию вашей организации буквально на днях удалось остановить закупку дорогого внедорожника для детского оздоровительного лагеря. Как это можно связать с защитой прав человека?
- Напрямую. Лучше бы эти деньги потратили на отдых детей. На портале госзакупок руководство лагеря «Лесная сказка» разместило заказ на приобретение автомобиля «Mitsubishi Outlander 2.0 Mivec» стоимостью 1 млн 75 тысяч рублей. Мы посчитали это недопустимым и направили в республиканскую прокуратуру соответствующее обращение. Возбуждено административное производство. По закону за подобные «шалости» на должностное лицо накладывается штраф в размере одного процента от начальной цены контракта.