Кому понадобилось превращать милиционеров в полицейских, и стали ли местные правоохранители после перемен работать лучше?.. Существует ли у сотрудников полиции план на количество протоколов, и почему работа участковых лучше видна на бумаге, а не на деле?.. Об этом рассуждает правозащитник Алексей Глухов.
ДОСЬЕ | |
---|---|
Прошло достаточно времени с тех пор, как милиция была переименована в полицию. Я не портной и не буду высчитывать, сколько погонных километров сукна ушло на пошив новой формы, и не бухгалтер, чтобы подсчитывать, во сколько обошлась бюджету печать новых удостоверений. Как правозащитник я могу выставить оценку «неуд» организации работы в новой службе.
По плану
Жаль, что в современной полиции осталось такое наследие от прежней, милицейской, системы, как план по протоколам. Да, ни один полицейский никогда официально не признает, что в том или ином подразделении есть план по составлению административных протоколов — потому что он сразу же будет уволен. Однако следы этого плана можно найти в официальных сводках подразделений полиции, где в графах «мелкое хулиганство», «нарушение в сфере оборота алкогольной продукции» всегда есть минимум, ниже которого нельзя опускаться.
Хотя в реальности маловероятно, что еженедельно совершается примерно одинаковое количество правонарушений. Вот вам и косвенное доказательство того, что есть план.
Скептически отношусь к распространенности практики составления «липовых» протоколов. Ведь перед руководством подразделений – другая задача: следить за исполнением постановлений о наложении штрафа. А этот показатель уже важный, хотя бы потому, что от него зависит пополнение казны.
Я всегда умиляюсь официальным отчетам. Так, по цифрам за 2012 год, которые имеются в открытом доступе у МВД по ЧР, в республике, оказывается, произошел рост администраивных нарушений, причем за счёт увеличения нарушений ПДД – рост аж на 27%. Что, начали больше нарушать? Полноте! Такой рост произошел благодаря средствам фотовидеофиксации (радаров).
Атавизм
Или проблема по самогонщикам. По официальным отчетам, наблюдается снижение. Самая примитивная арифметика подсказывает: дешевле и проще травиться «фанфуриками», которые свободно продаются в аптеках, нежели приобретать (продавать) самогон. Это — вчерашний век. Самогон в наше время, при развитой аптечной сети — дорого, хлопотно и невыгодно. Меня удивляет другое: где, на кого составили наши доблестные участковые в прошлом году протоколы, где нашли тех, кто этим самогоном якобы промышляет? Ведь самогонный «бизнес» уже потихоньку уходит из современной жизни: как печка-буржуйка, как пейджинговая связь или вечернее чтение при лучине или при свечах. Об этом нелишне было бы помнить тем, кто составляет те самые «планы». Если уж без них никак не обойтись, то пусть хотя бы эти самые планы не будут оторваны от действительности! Допускаю, что самогон где-то еще варят и, может, еще где-то пока продают: в частном секторе, к примеру, где целые кварталы засыпушек или малосемеек с неблагополучным контингентом. Но в элитных кварталах?! В домах с двухуровневыми квартирами и персональными гаражами?..
За 1 квартал 2012 года выявлены 143669 административных правонарушений, а за 1 квартал 2013 года – 154887. Редкая случайность роста в районе 8%? Полагаю, что план, конечно, меняется, появляются более «сладкие» правонарушения (в связи с повышением размера административного штрафа), но изменения в количестве конкретных правонарушений не меняет, видимо, общую установку – количество выявленных правонарушений должно расти.
Контора пишет
Вы думаете, планы – единственная проблема полиции? Нет! Бюрократия – царица всех госорганов. И полицейская структура, к сожалению, не исключение. Любой человек, который хоть раз составлял отчёты, понимает, что кроме составления отчёта ничем другим заниматься не остаётся ни сил, ни времени. А как следствие – цели и задачи, которые так красиво прописали в Законе «О полиции», решить просто невозможно. Не сдал отчет? Очень плохо. В лучшем случае на совещании мораль прочитают. А могут и материально наказать: премии лишить или выговор объявить с неполным служебным. Теперь догадайтесь с трех раз: чем в первую очередь будет заниматься тот же участковый, имеющий на руках 10 – 15 материалов по правонарушениям своего участка и срок для подготовки и сдачи отчета, скажем, неделю? Правильно, он займется отчетом — самым первым, самым главным для него на тот момент делом. А всякие семейные дебоширы, нелегалы-жильцы без регистрации, ночные крикуны и злостные парковщики на газонах подождут.
Меня очень беспокоит вопрос распределения служебных обязанностей между сотрудниками-правоохранителями. Простой оперативный дежурный городской дежурной части за свою смену должен, во-первых, регистрировать все звонки и сообщения граждан и передавать их на рассмотрение, во-вторых, – составлять протоколы об адмправонарушениях на доставленных в отдел полиции граждан, в-третьих, – еще и провести личный досмотр, составить все процессуальные документы, в-четвертых, – следить за поведением задержанных в помещениях для административно задержанных. Да, у него есть помощник, но кто бывал в «дежурках» в пятницу-субботу вечером подтвердит – это сделать невозможно. Такая экономия-оптимизация уже вышла боком: вспомните нашумевшее дело, когда в прошлом году в отделе полиции «Рябинка» задержанный молодой человек покончил жизнь самоубийством в камере. Сделало ли его руководство какие-то выводы? Будем надеяться, что да. Правда, обязанностей у оперативного дежурного меньше не стало.
Смотрите также:
- Добрых дел мастер. Три кита, на которых держится волонтёрство →
- Пётр Котов: триумф «абырвалга» на официальных порталах →
- Мужчины, внимание! →