«По зову предков сувар». О национальных традициях ювелирного дела

Мало кто знает, что у чувашского народа существуют древние традиции ювелирного дела. Наши далёкие предки в совершенстве владели ювелирным искусством. Возрождением наследия занялся известный медальер и ювелир Владислав Николаев. Его коллекция «По зову предков сувар» стала первой выставкой «Серебряной кладовой» Музея чувашской вышивки. В мастерской ювелира побывал корреспондент «АиФ» - Чувашия» и расспросил обо всех тонкостях создания национальных украшений. 

   
   
Владислав Николаев Фото: «АиФ»-Чувашия»

В белом и серебре

Юлия Кудряшова «АиФ» - Чувашия»: Владислав Владимирович, расскажите, откуда растут ноги ювелирного искусства Чувашии?

Владислав Николаев: У нашего народа, суваро-чувашей, очень древние традиции, связанные с ювелирным делом. Особенно если взять суваро-булгарские времена. Тогда мастера создавали просто гениальные вещи! Вот, например, украшения, сделанные полностью из маленьких шариков, повторить их сейчас, имея доступ к современным технологиям, сложно. А создавалось это тогда чуть ли не голыми руками.

Археологи находят такие тонкие, прекрасные работы на месте древних городов, где когда-то жил наш народ. В исторических источниках о нашем народе пишут «в белых одеждах и серебре». Богатые, конечно, и золото носили, но предпочтение отдавали серебру.

- Как к вам пришла идея создания коллекции национальных украшений?

- В моей жизни многое связано с мистикой. 16 лет я вынашивал идею создания национальных украшений, изучал исторические данные, легенды, археологические раскопки.

Досье:
Владислав Николаев родился 7 марта 1954 г. Медальер, ювелир, заслуженный художник России, народный художник Чувашии, дважды лауреат Государственной премии ЧР.
   
   

До этого я уже долгое время занимался наградами, ювелирным делом. Всё у меня шло хорошо, мы купили дом на родине - в Цивильске. Я уже представлял, как буду работать над резной мебелью для дома, оборудовал мастерскую. И однажды мне приснился сон. В 4 часа ночи я проснулся с полным пониманием того, какой будет моя коллекция украшений. Я сразу же разбудил жену, начал ей всё рассказывать. Плакала моя мебель. Из мастерской получился хороший склад. А я с утра до ночи начал заниматься созданием коллекции. 

Фото: Из личного архива

Не безделушки

- Сегодня украшения носят больше для красоты, а какую роль они играли в древности?

- Раньше все украшения, все элементы одежды имели определённый смысл. Они представляли собой систему оберегов. У нашего народа, например, много различных лунниц. Лунница - это женское украшение. Но часто ее можно было увидеть на мужчине. Связано это с тем, что женщина отдавала свою лунницу мужчине, когда он уходил на войну. Или взять, например, шульгеме. В древности женщины их носили на груди, там, где скрывается душа. Часто можно встретить использование кругов, а круг - это символ солнца. Тоже наш оберег. Носили обереги ежедневно. Но есть украшения и для особых случаев. 

Фото: Из личного архива

- Часто можно услышать, что девушки носили на себе чуть ли не по 16 кг серебра!

- Ну как девушка может ежедневно носить такой вес! Другое дело, что у неё было до пуда различных ювелирных изделий, которые она носила в разные периоды жизни. Так, шульгеме носят в любом возрасте. Девочки должны носить это украшение с детства. Это самый главный наш оберег. Различия украшений по возрасту более костюмные. Например, такой женский головной убор, как тухья, чисто девичий. Замужняя женщина категорически не имеет права носить тухью. Также девушка не может носить хушпу, это женский головной убор. Девушке нежелательно носить мужские украшения. 90% моей коллекции создано для женщин. 

- Ваша коллекция выглядит очень современно! 

- Я к этому и стремился. Выпускать национальные ювелирные изделия не так просто, как кажется. Я сам вначале думал, что сейчас всё быстро сделаю. Когда занимаешься делом серьёзно, обращаешь внимание на все детали. Для изготовления украшений я брал за основу чувашские орнаменты. Конечно, я их адаптировал для того или иного изделия, но все эти орнаменты с древности несут в себе магию. На земном шаре тысячи народностей.

У каждой есть свои ювелирные изделия. И все они чем-то друг от друга отличаются. Самым сложным в создании коллекции было найти свой национальный пласт. За это я и два моих ученика и получили государственную премию. Я впаял этот орнаментальный пласт в современные ювелирные украшения. Коллекция получилась интересная, с цветными камнями, с использованием современных материалов, каучука, например.

- У вас есть изделия, над которыми работать нравится больше всего, может, какие-то любимчики?

- Я люблю заниматься ювелирным делом в принципе. У меня нет каких-то любимых украшений. В своё время я сделал серебряный ковш с камнями. У меня его купили, чтобы подарить от республики Владимиру Путину.

Ковш для Владимира Путина Фото: Из личного архива

Такие вещи, имеющие сакральный смысл, сделанные в национальной тематике, обереги очень хороши в качестве подарка. Людей сейчас сложно чем-то удивить, особенно известных, у которых есть всё. А этнику, сделанную с душой и мастерством, любят. Это уже вещь со смыслом, не безделушка. 

Ювелирный дом «Сувар»

- Владислав Владимирович, вы планируете запустить массовый выпуск ювелирных изделий на радость прекрасной половине человечества?

- Этого я и хочу. И уже все устали ждать, когда же я начну выпускать украшения массово. В прошлом году я рассчитывал получить большой государственный заказ. Но не получилось, тендер ушел в Москву. Если бы мне это удалось, я бы уже выпускал украшения. Понимаете, чтобы наладить такое производство, нужно много денег. В моих планах мастерская, музей и магазин. Хочу объединить всё это под одной крышей, в музее будет выставлена моя коллекция «По зову предков сувар», там же небольшой магазинчик и собственно мастерская, где создаются украшения. С моей нынешней мастерской ситуация тоже сложная.

Она муниципальная, работаю я в ней с 1989 года. Сейчас я боюсь, как бы эту мастерскую не забрали. Периодически депутаты решают вопрос, должны ли художники платить аренду за мастерские. Хотя помещения эти предназначены специально для художников, тогда ещё за них платил Союз художников России. Но документов, подтверждающих это, не осталось. Хотелось бы, чтобы мастерские перешли на баланс Союза. Понимание с городом, вроде бы, сейчас есть. Вопрос ещё решается.

- Кто-то может сказать, что сами придумали, сами и делайте.

- Всё-таки я занимаюсь, можно сказать, государственным делом - возрождением национальных украшений. Мне стыдно, что наш древнейший народ с такой богатой культурой опустился до того, что носит нержавейку! В моих планах создать бренд ювелирных украшений «Сувар», и я добьюсь этого. Слово «сувар» зарегистрировано мной как товарный знак. Только я имею право выпускать ювелирные изделия под этим названием. Но дело всё упирается в финансы. Одному это мне не под силу. Мне необходима помощь государства, чтобы наш народ мог возродить свои древние традиции ювелирного искусства. Тогда имя Чувашии зазвучит с новой силой.

ювелирные украшения Фото: Из личного архива

Ловкость рук

- Сколько могут стоить ваши украшения, поступив в продажу?

- Цена любого изделия складывается из трудозатрат, стоимости материалов, небольшой наценки. Конечно, цена на сложные изделия выше. Изделия с камнями стоят дороже, штамповка дешевле. Такие украшения, в принципе, сможет позволить себе каждый. Цены будут не намного выше, чем на украшения в ювелирных магазинах. 

- Что в ювелирном искусстве важнее: оборудование, материал, руки мастера?

- Вот к рукам и голове хорошее оборудование - и прекрасно (смеётся)! Я могу делать украшения чем угодно, хоть гвоздём. Но когда у меня есть американское, итальянское оборудование, работать приятнее. Зачем мучиться, когда с помощью техники можно сделать лучше и быстрее. Но какой бы хорошей ни была техника, без мастерства и любви к делу ничего не получится.

Кстати,
существует легенда про амазонок. На карте 14 века территория от реки Суры до Волги называется Амазонией. Есть теория, что наши головные уборы и украшения - это всё трансформированное военное обмундирование.