В музее Чувашской вышивки в Чебоксарах представлены работы мастера Евгении Жачёвой, приуроченные к её 75-летию. Евгении Жачёвой присвоены почетные звания «Народный мастер РФ», «Заслуженный работник культуры ЧР», «Народный академик Чувашской Республики».
На одном из панно «Алфавит вышивки» можно увидеть узоры чувашской вышивки, собранные мастером со всех уголков республики.
Названия узоров чувашские женщины давали незамысловатые: паук, воробьиные ногти, глаз цыпленка.
Нити для вышивки окрашивали минеральными красками, также делали красители из сажи и продуктов: луковой шелухи, яичной скорлупы, соломы.
«Платок жениха – был одним из главных составляющих приданного невесты. По нему судили об аккуратности девушки. Он представлял из себя домотканый холст прямоугольной формы с двухсторонней вышивкой, - рассказывает Светлана Недвигина, заведующая музеем Чувашской вышивки.
...Будущие невесты начинали его вышивать с самого детства. В узор «вкладывались» самые заветные желания девушки».
Чувашская вышивка отличалась от вышивок других народов мира тем, что шов был двусторонний (лицевая сторона с обеих сторон полотна), а рисунок – геометрический.
Кстати, согласно данным ведущего исследователя чувашского орнамента и вышивки Алексея Трофимова, некоторые узоры чувашской вышивки соответствуют написанию китайских иероглифов.
Говоря о монетах, которые украшали головной убор женщин, следует отметить, что на сумму этих монет можно было купить воз дров. Монеты стали элементом чувашского костюма примерно в 9-10 вв. Есть предположения, что монеты перешли в костюм от обмундирования амазонок, которые носили шлем и нагрудные украшения из металла. Вес этих украшений мог достигать 16 кг. По словам экскурсовода, в некоторых источниках есть информация, что женщины даже умирали летом от перегрева, будучи в таких головных уборах и нагрудных украшениях.
«На пахоту или жатву, а также на другие праздники они должны были надевать праздничный костюм: девушки головной убор – тухью, а женщины – хушпу (они отличались по форме), на которые пришивались серебряные монеты», - пояснила Светлана Недвигина.
На чувашском костюме можно увидеть вышивку по контуру наряда: вышивка в верхней его части – горловине означала поклонение всевышнему, средняя часть – пояс – это настоящая жизнь, а нижняя часть платья или рубашки – поклонение богу, находящегося под землей.
В одежде чуваши применяли систему маркеров, которые отражали этническую, этноподгрупповую, социальную, родовую, территориальную принадлежность человека. Элементы костюма могли «говорить», по какому случаю одет тот или иной наряд: траур, свадьба, сватовство.
В музее также представлена вышитая 11 девушками вручную карта Чувашии. Она была сделана в 1937 году – именно в том году к Чувашии присоединились Порецкий и Алатырский районы. При составлении карты вышивальщицам помогали профессиональные картографы, чтобы соблюсти масштаб.