Звук от Бога. Мастер колокольного звона открыл курсы при храме в Чебоксарах

Мария Грачёва / «АиФ»-Чувашия»

Ко всевозможным курсам мы давно привычны. Прошла мода на массовое обучение азам кройки и шитья, игре на гитаре, гончарному делу и мыловарению, не вызывают ажиотажа и объявления об открытии очередной школы компьютерной грамотности и даже курсов начинающих стерв.  

   
   

Но вот уже второй месяц курсы звонарей, которые в Чебоксарах ведёт выпускник марийской школы колокольного искусства Илья Михайлов при храме Новомучеников и Исповедников Российских, на удивление, обрели бешеный успех: на занятия к молодому звонарю записываются заранее - и девушки, и юноши, и люди зрелого возраста.

Илья Михайлов. Фото: Из личного архива

«Не всем же быть космонавтами!»

Досье
Илья Михайлов, родился в 1992 году в Астане. В 2007 году окончил в Чебоксарах воскресно-приходскую школу при храме Новомучеников и Исповедников Российских. В 2011 году закончил школу колокольного искусства в Йошкар-Оле. Илья - студент I курса Чувашского института культуры и искусств, специальность: «менеджер социально-культурной деятельности».

- Мой вопрос, наверное, слышишь от журналистов в каждом городе: как ты пришёл в церковь? Звонарь - профессия, скажем так, не самая популярная... Большинство твоих ровесников в детстве планировали стать космонавтами - эдакая мечта миллионов российских ребят...

- Знаешь, дела космические меня никогда не увлекали. И дело даже не в том, что понимал: с моим здоровьем я не могу претендовать на роль последователя Гагарина. Каждому - своё... В городе, где я родился, в Астане, был адвентистский храм, но при нём не было воскресной школы, поэтому дорога к храму для меня открылась не в детском возрасте, а позже, когда в 2000 году наша семья переехала в Чебоксары. У меня появилась возможность бывать в православном храме лишь когда я стал подростком. В церковь я пришёл сам, родители никак не влияли на мой выбор, но при этом они с пониманием отнеслись к моему решению и не препятствовали ему. Всё получилось само собой: начал посещать воскресно-приходскую школу при храме Новомучеников и Исповедников Российских, затем стал петь в церковном хоре... А по окончании школы понял, что не хочу отдаляться от выбранного жизненного пути. Я проникся духом церкви, мне понравился внутренний распорядок храма, аура, тот особый дух, который есть только в храме. Однако практически сразу я столкнулся с препятствием, которое учинило мне моё собственное здоровье - у меня сильно ослаблено зрение. И по этой же причине мне пришлось распрощаться с мечтой петь в церковном хоре. Вот так и нашёл себя в том, чем я сейчас занимаюсь. Единственное занятие в храме, связанное с творчеством, которое мне и по силам, и по душе - это работа звонаря: она не требует хорошего зрения.

Преддипломная практика в одном из храмов Марий Эл. Фото: Из личного архива / Илья Михайлов

Руки-ноги - отдельно

- Ты сейчас обучаешь искусству звонаря всех желающих. А сам где этому учился?

- Не поверишь: нашёл в интернете объявление о наборе учеников в школу звонарей в Йошкар-Оле! Но набирали на курсы только местных жителей. Так что пришлось на месяц стать «местным»: жил в столице Марий Эл в православном центре. Эти курсы были открыты, чтобы подготовить профессиональных звонарей для храмов Марийской Рес­публики, поэтому только я и ещё один молодой человек из Раифского монастыря были приезжими. За месяц я научился только основам этого мастерства. Тот звон, что вы можете услышать сейчас в моём исполнении, приходит с опытом и практикой.

   
   

- Наверняка есть те, кто подумывает попробовать себя в этом необычном деле: нужно ли для этого иметь музыкальный слух?

- Сам я учился в музыкальной школе по классу баяна, но не смог завершить обучение из-за проблем со зрением. Поэтому на курсах в Йошкар-Оле мне было достаточно легко в овладении компонологией, литургикой. Ноты я уже знал. На своих курсах сейчас я тоже преподаю эти теоретические предметы, но только основные моменты, потому что это достаточно сложно, и людям чаще всего не интересно. Их, как я заметил, увлекает именно практическая часть, когда мы выходим на улицу к звоннице... Так что для звонаря важнее чувство ритма, нежели отличный музыкальный слух. Главное - уметь каж­дой рукой и ногой выполнять отдельные действия, чтобы получить целостный звук: ведь звонари бьют сразу в несколько колоколов.

- Слышала, что звон колоколов имеет лечебные свойства. Так ли это?

- Да, я тоже слышал о том, что звук колокола убивает микробы. Но я к этому никак не отношусь. Хотят верить люди в целебную силу колокольного звона - пусть верят, не верят - ну и ладно. Хотя от прихожан часто слышу, что больным людям это приносит облегчение при разных недугах.

Многие рады возможности просто «взяться за верёвочку». Фото: «АиФ»-Чувашия» / Мария Грачёва

Слух страдает

- А на слухе самого звонящего это никак не сказывается?

- К сожалению, сказывается. С медицинской точки зрения, громкий звук очень влияет на слух. Но во время звона беруши надевать не рекомендую, да и сам ими не пользуюсь - иначе не смогу услышать чистоту звучания. Поэтому я каждому разрешаю звонить не более часа. Если звонить с кем-то в паре по очереди, то можно и дольше...

- Есть ли какой-то стандартный набор мелодий?

- Нет. Обычно звоны сочиняют на ходу, импровизируют со звуком и тональностью. Но есть определённые правила: при пасхальном, праздничном или, например, венчальном звонах используется особый набор колоколов.

- Как быстро можно овладеть колокольным искусством? Всем ли это дано?

- Сроки обучения индивидуальны для каждого. Я научился азам искусства за месяц. Главное - научиться чувствовать ритм и особенности звонницы. Ко мне приходят обучаться люди всех возрастов - и старые, и малые. Пожилые люди, правда, признаются, что рады возможности просто «взяться за верёвочку», объясняя это тем, что близко живут и часто ходят в церковь, а вот пробуют звонить в колокол первый раз. А я, в свою очередь, рад возможности приобщить людей к прекрасному. Усердным ученикам будет разрешено звонить перед богослужением и после него.

Курсы колокольного искусства проводятся при храме Новомучеников и Исповедников Российских . Фото: «АиФ»-Чувашия» / Мария Грачёва

- Насколько  важна  практика в звонарском деле?

- В Чебоксарах, пока в храме Новомучеников не установили  эту звонницу, прак­тиковаться было негде. Чем больше прак­тики, тем выше мастерство. Курсы дают азы и основу, а опыт приходит с практикой.

Помню, однажды накануне Пасхи  весь день просидел в одном из чебоксарских храмов, прося разрешить позвонить в колокола, показывал свой сертификат. Но охранник храма меня всё-таки выпроводил ни с чем. Профессиональных звонарей в храмах ведь можно по пальцам пересчитать. В основном в церквях в колокола звонят охранники храма.

- Получат ли посещающие ваши курсы документ, подтверждающий его окончание?

- Да, планируем, что обучающиеся на курсах будут получать сертификат о прохождении курса звонарей при храме Новомучеников и Исповедников Российских. На курсах звонарей прихожане занимаются бесплатно. Но для получения сертификата им надо будет сдать экзамен и по теоретической, и по практической частям.

- Как ты считаешь, будут ли пользоваться популярностью среди чебоксарцев такие необычные курсы?

- Очень надеюсь, курсы звонарей будут интересны жителям города, и учеников со временем станет больше. Было бы хорошо иметь звонницу и в помещении. Например, сейчас ещё достаточно холодно практиковаться на улице.

У мастера колокольного звона всегда есть ученики. Фото: «АиФ»-Чувашия» / Мария Грачёва

Смотрите также: