Транспортную систему региона ждут перемены. Новая реформа, по плану разработчиков из Москвы, снизит загруженность улично-дорожной сети, сократит количество транспортных средств в часы пик и «повысит удовлетворённость жителей».
Чебоксарцы включились в обсуждение предложенных новаций и далеко не со всеми позициями согласились. А это значит, что у авторов «Целевой модели системы организации транспортного обслуживания населения в Чебоксарской агломерации» есть возможность и время доработать свой проект.
Что послужило поводом?
Директор по развитию городского транспорта Центра экономики инфраструктуры Евгений Алексеев рассказал об исследовании мнений жителей Чебоксар и ближайших территорий. Средняя оценка удовлетворённости населения общественным транспортом по пятибалльной шкале - 3,8. Люди жаловались на переполненные автобусы, нехватку маршрутов в вечернее время, отсутствие схем движения и недостаточность транспорта в сельской местности.
Есть ещё одна причина для изменений. По словам Евгения Алексеева, четверть выручки перевозчиков находится в тени, а это почти 973 млн рублей.
«Если в Чебоксарах доля «белой» оплаты очень высокая - только 8% находится в тени, то в Мариинско-Посадском, Моргаушском и Цивильском районах оплата, которая проходит через электронную систему, отсутствует как таковая», - отметил специалист московской компании.
Какие ожидания?
Новая транспортная система предлагает перераспределить полномочия с уровня местного самоуправления на республиканский. Все маршруты переведут на регулируемые тарифы, а с перевозчиками заключат контракты. Планируется внедрить современные цифровые технологии и уйти от работы кондукторов.
Роли между заказчиком и подрядчиками строго поделят. Перевозчики в этой новой схеме будут выполнять свои функции только на правах подрядчиков.
Безусловно, большим плюсом станет увеличение количества остановочных пунктов: 76 остановок в Чебоксарах, 14 – в Новочебоксарске. Это обеспечит пешеходную доступность для 25 тысяч жителей столицы республики и 11,7 тысячи жителей города-спутника.
Развитие сети выделенных полос повысит скорость движения маршрутных средств и создаст приоритетные для них условия на наиболее загруженных участках, считают авторы транспортного проекта. Именно этот пункт вызвал неоднозначное отношение чебоксарских водителей: «Нельзя выделять полосы без расширения дорог!», «Пробок на улицах станет больше. Пример – проспект Мира, где при выделении полосы не учли, что общественный транспорт поворачивает в сторону автовокзала, Новоюжного микрорайона, создаётся затор, движение надолго замирает». Чебоксарцы позволили себе помечтать: «Лучше поднять общественный транспорт в воздух, на эстакады или сделать воздушный монорельс».
Серьёзные изменения, согласно новой транспортной системе, ждут межмуниципальные маршруты между Чебоксарами и Новочебоксарском. Существующие семь автобусных маршрутов заменят на три троллейбусных. И снова жители двух городов тяжело вздыхают: такое неоднозначное решение… Чем троллейбусы лучше?
По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Чувашии Владимира Осипова, сейчас документ транспортного планирования проходит экспертизу в Высшей школе экономики, затем, до конца года, его утвердят в регионе.
Или всё-таки не утвердят, а постараются учесть мнения жителей и придумать что-то более приближенное к реальным условиям жизни.