В дни зимнего солнцестояния отмечается древний чувашский праздник Сурхури. По времени он практически совпадает с традиционным Новым годом. В этнокомплексе «Ясна», главной резиденции чувашского Деда Мороза Хель Мучи, национальные традиции гармонично переплелись с современностью. Что из этого получилось, редакции «АиФ» рассказала заместитель директора комплекса Елена Клементьева.
При чём тут «овечья нога»?
Известно несколько толкований названия праздника Сурхури. Иногда его переводят как «овечья нога». «Сурах» означает «овца», «ура» — нога.
«В старину на Сурхури девушки гадали так: заходили ночью в хлев, в темноте ловили за ногу овцу. Если овца была белой масти, считалось, что и жених будет светловолосый. А если овца оказывалась тёмной масти, значит, и жениху быть брюнетом. Только вот почему женихи с овцами ассоциировались? Видимо, в этом есть какая-то народная мудрость», — улыбается Елена Клементьева.
В другом переводе Сурхури означает «плюнь на чёрное». Тёмное время года остаётся позади, наступает время торжества солнца и светлых сил. Даже еда в это время приобретает особое, обрядовое значение.
Одно из главных угощений праздника, круглый пирог хуплу, символизирует солнце. Гостей Сурхури потчуют сладкими булочками йава (гнёздышко), лепёшками пашалу, ватрушками пюримеч, мясным ширтаном, запечённым в желудке животного. И всё в форме круга, солнца. В традициях праздника и гороховая каша.

«В старину всей деревней собирались на Сурхури. «Щитри, щитри, Сурхури! Пришёл праздник Сурхури! Собирайся, детвора, от избы к избе пойдём, пирогов мы наберём». Дети ватагой бегали от одной избы к другой. В карманах у них — жареный горох. Этим символом плодородия и богатства они щедро посыпали головы хозяев дома. Конечно, всё это веселье сопровождалось пожеланиями здоровья и благополучия. Мы сохранили эти традиции на нашем празднике. В мастерской народных промыслов мы с детьми формируем волшебную корзину добрых пожеланий», — рассказала Елена.
«В гости к Хель Мучи»
За праздничные угощения в этнокомплексе «Ясна» отвечает тётушка Камака, или Печка. Камака, как и все другие участники новогодней программы «В гости к Хель Мучи» - Лиса Плясунья, Марья ака, хозяин леса Арсури, являются героями чувашских народных сказок.
«Хель Мучи, что в переводе означает «зимний дед», пришёл из старинной сказки «Золотая сумка». Как сказочный лесной житель наш дедушка одет в нарядную зелёную парчовую шубу. Его внучку зовут Юр Пике, или Снежная красавица. Хель Мучи — самый музыкальный Дед Мороз. Он единственный играет на древних чувашских инструментах — нае, купасе, шахличе, шубре. Даже на пёрышке может сыграть! И посох дедушки музыкальный — старинный инструмент кавал», — отметила Елена Клементьева.

Сказочные герои сначала водят хороводы с чувашским переплясом вокруг нарядной ёлочки. А затем приглашают гостей праздника в сказочные мастерские. А там ребята, да и взрослые тоже, поют чувашские частушки, играют на диковинных музыкальных инструментах, примеряют национальные костюмы и украшения, мастерят новогодние сувениры, играют в народные игры, участвуют в весёлых гаданиях и сказочных забавах.
«Пройдя все восемь тематических станций, мастерских, музеев, интерактивных площадок, ребята не только веселятся, играют, но и познают древнюю, самобытную культуру чувашского народа», — отметила Елена Клементьева.
Хель Мучи — один из самых популярных Дедов Морозов. В его новогоднюю резиденцию приезжают гости со всей России. Редакция «АиФ» отметила Сурхури вместе с туристами из Нижнего Новгорода. И да, мы и со снежной горы прокатились, и чаем из ароматных трав угостились, и желания на следующий год загадали. В общем, плюнули на чёрное!