Заведующий кафедрой социально-экономических и гуманитарных дисциплин института культуры и искусств, доцент Эдуард Фомин рассказал о региональных особенностях русского языка, сравнил народы по их отношению к труду и отметил, какой увлекательной может быть наука этнография.
«Говорят Чебоксары»
В этнографии есть такое интересное направление, как урбан-этнология, которая занимается изучением разных народов в условиях города. И это справедливо - более половины населения земного шара живёт в городах. Лет сто назад в Чебоксарах было около 5 тысяч населения, сейчас чебоксарцев около 500 тысяч.
Уже несколько лет Эдуард Фомин вместе с коллегами занимается изучением языка жителей столицы Чувашии. Готовится к выпуску вторая книга, посвящённая этой теме. Первая называлась «Говорят Чебоксары».
«Мы проводили исследования, которые позволили выделить региональный вариант русского языка – чебоксарский региолект. Он начал формироваться в 1970-х годах в период массовой урбанизации чувашского населения. Процесс влияния чувашского языка на русский происходит по сей день. В нашей речи отмечаются фонетические, лексические, грамматические особенности, не типичные для русского литературного языка. Например, для чебоксарского региолекта характерна частица «ли» при постановке вопроса: что ли? что ль? Слово «пожалуйста» часто заменяется на частицу -ка: дай-ка. В чувашском языке есть форма «кил-ха, пар-ха», обозначающие мягкую просьбу «подойди, пожалуйста», «дай, пожалуйста». В русском языке частица «ка» носит разговорный характер. Многие не чувствуют этой стилистической разницы. В речи детей часто слышу: «это у нас дом» вместо «это наш дом», «у меня папа» вместо «мой папа». Закрепилась устойчивая форма выражения принадлежности «у меня» вместо «мой». И таких маркеров достаточно, чтобы легко определить, что человек из Чебоксар», - отмечает Эдуард Валентинович Фомин.
Овраги – для воды, ветла – от пожаров
Наблюдательность, пожалуй, главное качество этнографа. А ещё учёные-этнографы годами устоявшиеся мнения подвергают сомнению и таким образом приближаются к истине.
«Нередко в трудах этнографов прошлого века встречалось утверждение, что чуваши не любят общаться с другими народами и по этой причине строят дома рядом с оврагами. Я не разделял этой точки зрения. И однажды нашёл правильный ответ. Лет пять назад в нашем селении отключили воду, и мне пришлось ходить за водой с вёдрами за полкилометра от дома. И я понял, почему чувашские сёла располагаются близко к оврагам. Близость к живительной влаге и никакой враждебности!» - отмечает Эдуард Фомин.
Ещё одно наблюдение учёного касается следующего. Традиционно символом чувашских поселений является ветла. Почему? Эти деревья выполняли противопожарную функцию. Дома в поселениях были деревянные, крыши – соломенные. В случае пожара ветла могла встать на пути огня и защитить соседние дома.
Без труда – сами знаете что
Интересны сравнительные наблюдения учёного. Эдуард Валентинович сравнил народы, проживающие в регионе, по их отношению к разным социальным явлениям. В том числе – по отношению к труду. Он связывает эти отличия с этнопсихологией.
«Все народы трудолюбивы! Но подходы к работе разные. Например, у русских труд имеет отложенный характер. «Русские долго запрягают, но быстро едут». Для татар очень важно достижение превосходного результата – лучше, чем у соседа. Чувашский труд направлен на постоянную занятость, непрерывную работу», - отмечает Эдуард Фомин.
Он сравнил народы и по такому качеству, как гостеприимство. По наблюдениям учёного, впечатление, что европейские народы более открыты, обманчиво. В их домах практически нет заборов или они очень низкие, большие окна, стеклянные двери… Но зайти туда очень сложно! У нас же, наоборот, много дверей, высокие заборы. К нам трудно попасть, но уж если вы там оказались, то всё, что есть в доме, будет на столе, гостя щедро угостят всем самым лучшим и вкусным.
«Этнография – живая и интересная наука. Думаю, что её конечная цель – помочь разобраться в особенностях разных народов и прийти к согласию», - заключает автор Эдуард Фомин.