С 14 по 17 ноября Чувашский театр юного зрителя имени Михаила Сеспеля в седьмой раз проводит Межрегиональный фестиваль национальных театров юного зрителя и молодёжных театров «СеспельФЕСТ» имени Иосифа Дмитриева (Трер).
Программа фестиваля
Зрители знают фестиваль под названиями «Сказочная палитра» и «Волжские сказки». В этом году он обновил не только название, но и поменял свою концепцию. В программе представлены постановки по произведениям признанных во всём мире русских классиков Николая Гоголя, Ивана Гончарова, Фёдора Достоевского и Александра Островского. Тема фестиваля – «Русская классика на национальной сцене».
И как всегда на фестивале соберутся интереснейшие театральные коллективы, чтобы показать свои лучшие постановки, обращённые к молодёжной аудитории.
Марийский театр юного зрителя из Йошкар-Олы привезёт в Чебоксары комедию со слезами на глазах «Обломов. Теперь или никогда» (12+) по известному роману Ивана Гончарова. Спектакль можно увидеть в день открытия фестиваля.
Чувашский государственный театр кукол предоставит свою сцену коллегам из Татарстана - Набережночелнинский театр кукол покажет драму «Кроткая» (16+) по повести Фёдора Достоевского.
Горномарийский драматический театр везёт в Чувашию мистический трагифарс «Похождения Чичикова или мёртвые души» (12+) по поэме Николая Гоголя.
Завершится фестиваль «СеспельФЕСТ» показом драмы Чувашского Театра юного зрителя «Гроза» (12+) Александра Островского. Отмечу, премьера спектакля состоялась совсем недавно – 19 сентября «Гроза» открыла 91-й театральный сезон ТЮЗа имени Сеспеля. Поставил пьесу приглашённый молодой режиссёр Иван Чигасов.
Двуликий Янус - фестиваль
Игру актёров, режиссёрские находки, мастерство сценографов, хореографов, всех других создателей спектаклей из Татарстана, Марий Эл, Чувашии оценят чебоксарские зрители и профессиональное жюри из Москвы и Уфы.
Известный театральный критик, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Дина Давлетшина все семь лет остаётся преданной чебоксарскому фестивалю. Не скрывает своих чувств к столице Чувашии – её восхищает и наш Залив, и музей чувашской вышивки, и музей трактора.
Дина Гатуевна с большим уважением отзывается о фестивале:
- Чебоксарский фестиваль приобрел известность, очень многие театры сюда рвутся. К сожалению, не у всех получается. Например, Якутский театр смог приехать в Чувашию только один раз – это очень дорогая поездка, начиная от стоимости билетов на самолет. Идея создания фестиваля принадлежала Иосифу Дмитриеву, память о нём очень бережно чтут в театре. Фестиваль – великолепный проект, которого в России больше нет. Мои ожидания связаны с тем, что театры откроют нам новый театральный язык, стилистические находки. Очень рада, что появляется больше спектаклей, которые не навязывают точку зрения взрослого человека. Театры интересуют проблемы молодых людей, темы, которые волнуют молодежь. С появлением клипового мышления очень сильно изменилось зрительское восприятие – это ужасно, но это данность, и потому необходимо переходить на этот язык, но при этом говорить о серьёзных вещах.
Режиссёр, писатель, театральный критик Виктор Шрайман сравнил театральные фестивали с героем римской мифологии:
- У каждого театрального фестиваля, как у двуликого Януса, два лица. Одно – карнавальное, праздничное. Второе – рабочее, взрослое, серьёзное лицо. Для актёров, режиссёров появляется счастливая возможность пообщаться с коллегами, получить энергетическую подпитку – на фестивале всегда царит атмосфера радости. А с другой стороны, фестиваль – это большой мастер-класс, он может проверить на прочность систему художественных ценностей, которая сложилась в каждом театре. Актёры, создатели спектаклей слушают наши обсуждения, разборы, соотносят то, что они увидели, с тем, что говорят профессиональные эксперты. И потому фестиваль – своеобразная школа для профессионального продвижения артистов и режиссёров. Я бесконечно уважаю организаторов подобных фестивалей за мужество, с которым они берутся за это трудное дело. Они вписывают в историю театра очередную, очень важную строчку.
Приглашение в театр
Театр – это всегда возможность вместе с создателями спектакля прожить дополнительные судьбы, ситуации, получить переживания, которые мы не можем пережить в жизни. И всегда театр открывает нам что-то новое, мы, зрители, получаем новый жизненный опыт. Так в чём секрет зрительского успеха, когда можно сказать, что постановку ждёт любовь зрителей и счастливая сценическая история?
- Если это скучное зрелище, поданное в назидательной форме, с таким указующим перстом – вряд ли спектакль вызовет отклик. Если я вижу в финале пьесы вердикт: «вот так нужно поступать», я прошу автора выбросить это в мусорную корзину. Я очень люблю открытые финалы. Особенно это нужно молодёжному зрителю. Пусть он решает сам – как завершится пьеса, какой выбор сделает герой. Хорошо, если после спектакля продолжится общение со зрителем. Пусть это будет диспут, спор. Только не нужно ставить завершающей, жирной точки в конце спектакля! Это самая большая ошибка для молодёжного спектакля, - считает театральный критик Дина Давлетшина.
Безусловно, все фестивальные дни можно будет не только открывать для себя новые спектакли, новых актёров и режиссёров. В Театре юного зрителя пройдут творческие встречи, дискуссии и мастер-классы.
- Как человек, влюблённый в театр и занимающийся театром всю жизнь, я хочу сказать всем: пока у вас есть возможность - ходите в театр! Театр – это то, что может сделать вас счастливее! – приглашает Виктор Львович Шрайман.