В минувшее воскресенье театр оперы и балета завершил театральный сезон. Впереди – юбилейная дата – 12 сентября театр распахнёт свои двери в 65-й раз.
Марианна Архипова вот уже 16 лет самозабвенно служит театру, дышит с ним в такт, живёт музыкой, без которой себя не представляет. Разговором с ней – опытным музыкантом, первой скрипкой оркестра – «АиФ» открывает серию материалов, посвящённых юбилею театра «Волга Опера».
Фестивали, гастроли, открытия
- Марианна, чем запомнился прошедший театральный сезон. Каким он был лично для вас и для театра?
- Конечно, это наши традиционные большие фестивали, которые дарят настоящий праздник музыки – возможность играть новый репертуар, встречи с интересными солистами, музыкантами, мастерами-виртуозами. В этом сезоне настоящим открытием для меня стал театр «Санкт-Петербургъ Опера» - нам посчастливилось играть вместе на Международном оперном фестивале имени Максима Дормидонтовича Михайлова. Безусловно, фестиваль запомнится премьерой – необычной космической оперой «Главный вопрос». Именно эта постановка стала заключительным аккордом минувшего сезона, с этой оперой мы были с гастролями в Архангельске. Вообще, это всегда очень ценно и интересно – гастрольные туры. В этом сезоне с опереттой «Москва. Черёмушки», которую я очень люблю, мы побывали в столице России, играли на сцене театра «Геликон Опера».
- За время работы в театре вы наблюдали, как менялся ваш зритель? И действительно, как это принято считать, у музыкального театра – особенный, подготовленный зритель?
- Хочу отметить в первую очередь, что у нашего театра очень преданные ему зрители, которые не пропускают премьеры, приходят на все фестивали. Многие подходят после спектакля и выражают свою благодарность и признательность. Репертуар театра делает его интересным для зрителей всех возрастов – к нам с удовольствием приходят дети, молодёжь. И знаете, ещё несколько лет назад во время детских спектаклей можно было слышать шум в зале. Сегодня – это особенная тишина и внимание детской аудитории. Мы, музыканты, не можем видеть глаза зрителей. Но как радостно слышать, как реагирует публика – долгими аплодисментами, криками «Браво!». Спасибо нашему зрителю!
Музыка нас связала
- Как начинался ваш путь музыканта? И как вас когда-то выбрала именно скрипка?
- Начало было самым обычным – в детстве родители отвели меня в музыкальную школу. Я не сопротивлялась – хотела играть на фортепиано. Но во время прослушиваний директор школы решительно отвела меня к струнникам, определив у меня уникальный слух. Я оказалась очень серьёзной, ответственной ученицей, настолько, что даже в сорокаградусной мороз попросила родителей отвести меня на занятия. До сих пор помню, как изумились учителя – маленькая, закутанная в тёплую одежду девочка, единственная из всех учеников пришла заниматься музыкой. Мне очень везло с педагогами – и в школе, и в музыкальном училище, и в Казанской консерватории.
- Как складывались ваши предпочтения в музыке? Каких композиторов вы можете назвать своими?
- Конечно, это композиторы, которые сочиняли для скрипки – Паганини, Сибелиус, Глазунов, Брамс, Венявский… Это бесконечная красота и наслаждение! Моя музыка – эмоционально насыщенная, страстная, чтобы чувства бушевали! А ещё я очень люблю солнечного Моцарта. Когда у нас в театре идёт «Свадьба Фигаро», это такая радость и удовольствие!
- Расскажите о коллегах – музыкантах оркестра. У артистов много забавных примет и интересных традиций. А у музыкантов?
- Оркестр – это практически моя вторая семья. С большинством музыкантов мы работаем много лет. С кем-то сложились интересные творческие союзы. Конечно, радует, когда в оркестр вливается молодёжь и привносит новые, свежие краски. Если говорить о традициях… У нас принято поздравлять друг друга с днём рождения – перед началом спектакля мы всем оркестром играем туш в честь именинника. Как в хорошей семье, мы поддерживаем и вдохновляем друг друга.
- Оркестр – вторая семья. А первая, главная семья как-то связана с музыкой?
- Конечно! И муж по образованию музыкант. И дочь Влада – студентка музыкального училища. Собственно, у нашей девочки не было выбора – она практически родилась в театре, ходила со мной на все репетиции и спектакли. Представляете, как много музыки звучит у нас дома! Мы часто репетируем и слушаем мастеров – Давида Ойстраха, Леонида Когана, Виктора Третьякова.
А сейчас – соло!
- Помимо работы в оркестре театра оперы и балета, вы выступаете с сольными программами. Почему это важно?
- И соло, и в ансамбле с другими музыкантами. У нас сложился прекрасный дуэт с заслуженным артистом Чувашии, тоже музыкантом нашего оркестра, Алексеем Гурьевым – союз скрипки с гобоем. Скрипка чудесно звучит и в ансамбле с голосом, очень красивыми стали дуэты с народной артисткой Чувашии Маргаритой Финогентовой и заслуженной артисткой России Татьяной Печниковой. Чаще всего это такие концерты-посвящения – Рахманинову, Генделю, Щедрину. Мечтаю сыграть концерт немецкой музыки вместе с дочерью – сонаты Шуберта, Бетховена, Баха. Сольные выступления очень нужны музыканту. Это даёт ощущение творческой свободы и оттачивает профессиональные навыки – один ты себя лучше слышишь, в оркестре твой голос сливается с голосами других. Сольно музыкант имеет возможность выразить себя, свою индивидуальность. Да, это сложно и требует большой работы, осмысления, сил, времени… Но это точно поднимает уровень мастерства и профессионализма.
- Генриху Нейгаузу принадлежит высказывание: «Звук должен быть окутан тишиной». Расскажите про вашу тишину, и чем ещё наполнена ваша жизнь, кроме музыки?
- Тишина – жизненно необходима! Это единственный способ прийти в себя после концерта. Для полной релаксации вышиваю картины, пейзажи, цветы. Настоящий источник силы для меня - шум моря и пение птиц. Море завораживает. К птицам еду на дачу на берегу Цивиля, там поют соловьи, скворцы… Очень люблю поэзию – Александра Пушкина, Юрия Левитанского, Давида Самойлова… И всё-таки главное для меня – музыка… Она повсюду, во мне… Музыка – это то, ради чего я живу!
Комментарий
Музыковед Мария Митина:
- Опытный артист оркестра, досконально знающий театральный репертуар, - огромная редкость и залог успеха любого музыкального спектакля. Но ещё большая редкость - оркестрант, обладающий индивидуальностью солиста, яркой, неординарной, тонкой. Марианна Архипова, в чьём творческом арсенале десятки сложнейших партитур мирового театра, сольные и ансамблевые сочинения, - одна из таких. Беглость пальцев, точность интонирования, пристальное внимание к нюансам - вот черты исполнительского стиля скрипачки.