Примерное время чтения: 10 минут
259

«Говорю только правду». Почему художник Владимир Ларев считает себя деспотом

Владимир Ларев приветствует гостей своей выставки.
Владимир Ларев приветствует гостей своей выставки. Из личного архива

«Он не похож ни на кого!»; «Его картины уникальны, неповторимы, они будоражат и заставляют трепетать и волноваться»; «Какое дерзкое, яркое, мощное творчество!» — это эмоциональные отзывы тех, кто уже успел увидеть экспозицию Ларева в Художественном музее города Чебоксары.

Прийти «для галочки» на выставку «Бездна и свет» не получится — художник буквально врывается в сердце, требует отклика, задевает за живое... И в этом интервью Владимир Ларев так же открыт и искренен, как в творчестве.

«Разум порождает чудовище»

Светлана Кузнецова, chv.aif.ru: — Ваши картины буквально кричат — столько там боли, гнева, страдания. Как же нелегко быть художником сегодня!

Владимир Ларев: — Быть художником — значит творить, выражать то, что наболело в твоей душе. Я пишу то, что трогает меня и отзывается в сердцах людей. Сегодня — это боль и страдания. И это не какой-то мною надуманный выбор. К сожалению, таково время, которое мы проживаем. На мой взгляд, писать сегодня пейзажи, натюрморты, цветы неприемлемо. Художник должен отражать время. Но это моё мнение, я его никому не навязываю. Кстати, именно время всех нас рассудит и даст оценку.

— Вы как будто ведёте жёсткий диалог со всем происходящим в сегодняшнем мире.

— В XVIII веке Франсиско Гойя написал картину «Сон разума рождает чудовищ». Я готов был назвать свою выставку «Разум порождает чудовище». Это моё отношение к происходящему сегодня во всём мире. Как же всё искажено, извращено... И как важно, что Запад не смог подчинить нас, задавить своими псевдоидеалами, отравить наше сознание. Картины о человеческих пороках и искушениях составляют серию «Чёрные линии».

Благодаря им — живём мы

— Одна из ключевых тем вашего творчества — Великая Отечественная война.

— Картины на военную тему — это священная память обо всех, кто пережил этот ад, героически выстоял, дал отпор врагу... Я помню друзей своего отца, я застал их ещё живыми — тех, кто воевал вместе с моим отцом. Из нашей деревни 299 человек ушли на фронт. 149 из них, к сожалению, домой не вернулись... Мне было шесть лет, когда папа умер. Отец Алексей Осипович и его брат Данила ушли воевать в первые дни войны. Вернулись в 45-м с ранениями... В 1979 году мы поставили обелиск погибшим солдатам нашей деревни. Мне очень хотелось запечатлеть образы моих земляков, отца и дяди, того шестнадцатилетнего мальчишки, что смотрел на меня с фотографии на обелиске. Увековечить, сделать произведениями искусства... Я стал рисовать эскизы на тему войны. Смотрел, изучал документальные хроники, фотографии. Для меня это очень важный этап творчества. И я ещё долго не смогу оставить эту тему... Серия картин о войне объединена общим названием «Красные линии».

Несломленные.
Несломленные. Фото: Из личного архива

— Чему посвящён цикл «Белые линии»?

— Серия «Белые линии», или «Возвращение домой», над которой я сейчас работаю, — это картины, посвящённые блокаде Ленинграда. В работе мне помогает музыка Дмитрия Шостаковича. Хочу снова спуститься в бездну, чтобы показать состояние того времени, боль и страдания людей, в каких муках они выжили... А сегодня, благодаря им — живём мы!

— Вы много пишете о спецоперации...

— Да, к сожалению, сегодня война снова постучалась в наши двери. Цикл картин, посвящённый специальной военной операции, называется «Ангелы». Как художник и человек я не могу оставаться в стороне. Много моих родных, знакомых ушли сегодня защищать родину, кто-то из них погиб... Я стараюсь отразить эту боль в своих картинах. Это сакральные вещи, к которым страшно, но необходимо прикоснуться — великая Россия, наши герои-солдаты, горечь потерь...

Портрет отца.
Портрет отца. Фото: Из личного архива

 

 Вы не боитесь шокировать зрителя, выплёскивая столько боли?

— Считаю, что люди должны это видеть и чувствовать. Чтобы подобное не повторилось никогда. Чтобы наш мир стал чище!

Нет места для лирики

— Как вы определите себя как художника? Кто вы — философ, лирик?

— Я приземлённый, жизненный художник, который отражает актуальные темы сегодняшнего времени. Художник-деспот, думаю, это самая точная оценка. Потому что я говорю правду. Порой горькую, некрасивую, но правду! Не украшаю своих героев, показываю их такими, какие они есть. К сожалению, в моих работах, как и в жизни, нет места лирики. А ещё я в своих картинах задаю много загадок. Добираться до истины, находить ответ — это увлекательный процесс для думающего зрителя. Самое лучшее качество художника — быть самобытным, не заниматься маньеризмом. И уж конечно, художник не должен стараться кому-то понравиться или угодить. Я не принадлежу никаким течениям, направлениям в искусстве.

Эхо войны
Эхо войны Фото: Из личного архива

— Ещё недавно вам рукоплескал Париж, вы много путешествовали по Европе...

— Безусловно, мне очень грустно от того, что происходит в мире. Но меня больше не тянет в Париж. Я хочу жить и творить на родине. Я вырос в многодетной семье. Нас воспитали в безусловной любви к родине. Я очень благодарен своим родителям, учителям. Особенно школьной учительнице Елене Осиповне Булаевой, которая открыла мне богатый мир поэзии. И педагогу Чебоксарского художественного училища Розалии Михайловне Ермолаевой, которая научила меня особому взгляду на окружающий мир. То время, когда меня радовали мои выставки в Европе, прошло. В своих работах я как раз отражаю ту тесноту, которую мы сотворили и в которой живём. Но у меня есть любимая мастерская в родной республике, возможность работать в Питере... Я не чувствую себя в чём-то ограниченным. И потом, я всегда был чужд тщеславия, не гнался за какими-то регалиями или наградами. Для меня самое важное — оставаться честным. Честным — по отношению к своему народу, самому себе, творчеству.

Плач сердца.
Плач сердца. Фото: Из личного архива

Комментарий

Заслуженный художник Чувашии Георгий Фомиряков:

— Для меня Ларев — всегда открытие. Это художник, которому можно верить. Этой выставке я хочу пожелать, чтобы появились критики и ценители не менее значимые, чем сам художник. Это очень важно! Иногда бывает, что зритель не дорастает до художника. Чтобы понять его, надо быть мыслителем — думать, созерцать, вдохновляться. Сила произведения искусства даёт импульс для деятельности. Я стараюсь писать солнце. Но чтобы оно светило, нужно видеть и его тень. У Владимира Ларева преобладают кроваво-красные и синие цвета. Красный цвет — как наша жизнь, в которой всё кипит. Синие краски символизируют уходящее прошлое. Я пишу будущее. Ларев — художник сегодняшнего дня, он очень цепко, крепко понимает и, главное, чувствует наше сегодня. Художник должен быть эмоционально выразительным. В этом его суть. Краски отражают эмоции художника.

Досье

Владимир Алексеевич Ларев родился 27 сентября 1954 года в селе Балабаш-Баишево Чувашской Республики.

В 1979 году окончил Чебоксарское художественное училище, после чего практически не прикасался к краскам около 20 лет.

В апреле 1997 года состоялась первая персональная выставка художника — сначала в Чебоксарах, затем в Москве.

С 2001 года Владимир Ларев — член Союза художников России. Участник многих российских и зарубежных выставок.

В 2011 году Владимир Ларев фондом «Культурное достояние» был удостоен золотой медали «За создание собственного стиля в живописи».

Картины Владимира Ларева украшают многие музеи и вставочные залы по всему миру.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

ТОП 5 ЧИТАЕМЫХ

Самое интересное в регионах