В Чебоксарской коррекционной начальной школе «Надежда» обучаются 150 детей с особенностями развития. Их окружают заботой и вниманием, учат и искренне любят 70 педагогических работников – учителей начальных классов, дефектологов, логопедов, психологов, воспитателей.
Это все мои родные дети!
В группе педагога начальных классов Елены Витальевны Петровой 12 деток - пять малышей с аутизмом и семь с синдромом Дауна. Каждому из них необходим индивидуальный подход. Иначе никак!
«Василисе очень нравится мультфильм «Три кота». Он её мотивирует. И потому мы делаем математику, а потом «Три кота» – лепка, рисование, пазлы, аппликация с котами. Затем урок и снова «Три кота». Максиму после каждого занятия необходима похвала «молодец!», - рассказывает Елена Витальевна.
Для особенных детей важны упорядоченность действий и определённые ритуалы. Школьный день начинается с круга приветствия, затем ребята изучают визуальное расписание, делают утреннюю гимнастику и приступают к урокам.
После уроков – релаксация. Детки ложатся на коврики, отдыхают под музыку. В течение дня у ребят бассейн и массаж. И практически каждую минуту малыши подходят к учителю – им нужны обнимашки, посидеть на ручках, почувствовать тепло родного человека.
«Сложнее всего понять, что необходимо ребёнку в определённый момент. Часто выручает интуиция. Конечно, бесценный помощник – опыт и знания. И всё равно, работая с особенными детками, я всегда нахожусь в поиске – новых идей, практик, неординарных решений. С одним ребёнком сработает один метод, с другим – этот способ не поможет, - отмечает Елена Витальевна и добавляет: - Я не вижу себя ни в какой другой профессии! Именно здесь, со своими малышами чувствую себя счастливой. Вдохновляет и радует и детская любовь, и наши совместные результаты. Они все мои родные дети!»
Она с восторгом рассказывает, какие у неё замечательные, одарённые воспитанники – прекрасно рисуют, складывают в уме трёхзначные числа. Здесь главное – найти и раскрыть талант ребёнка, иногда на это уходит два-три года.
«Какой же ты молодец!»
Учитель-дефектолог Лидия Григорьевна Руссакова – это настоящий человек-театр. Вместе с малышами она поёт, танцует, играет в сказки:
«Могу сыграть Бабу-ягу, деда, курочку, собачку… Перевоплощаюсь мгновенно – лишь бы увлечь ребёнка. Моя задача как педагога отработать все психические состояния ребёнка, внимание, память, мышление… Конечно, без любви к детям достичь результатов невозможно. Но как же я радуюсь их успехам! Вот малыш не мог взять даже ложку, а теперь держит ручку, научился сидеть на стуле. Ребёнок не мог говорить, а сейчас мы изучаем цифры, буквы, читаем. «Какой же ты молодец!» - эти слова я повторяю по многу раз в день. А какие трогательные подарки я от них получаю! «Авку на тебе!» – это малыш нарисовал собаку и протягивает листочек мне», - рассказывает Лидия Григорьевна.
Она признаётся, что утром не просто идёт - летит на работу.
Здесь как дома
Далеко не каждый способен работать в подобной школе. Главный критерий – безусловная любовь к детям. Бывает, что педагог с красным дипломом не может найти подход к особенным малышам.
«В нашей школе работают уникальные педагоги. Они постоянно обучаются - это и самообразование, и курсы, и участие в проектах… И получают прекрасные результаты! И это при том, что наши воспитанники - дети со сложными нарушениями. Не так давно мы стали центром компетенций, наши педагоги в качестве методистов транслируют свой опыт на республику», - отмечает директор школы Евгения Юрьевна Осипова.
Она рассказала о планах школы стать образовательным центром, чтобы дети учились здесь до 11-го класса. Этому очень рады родители – лучшего места для обучения и развития их детей не найти!
«Здесь уютно, как дома! У нас сложились прекрасные традиции, вместе с учителями и родителями мы отмечаем дни рождения наших детей, участвуем в праздничных утренниках, выезжаем на природу. Уважаемые наши педагоги, мы искренне поздравляем вас с Днём учителя! Вы являетесь для нас тем лучиком надежды, который даёт нам силы верить, что нет ничего невозможного. Вы воплощаете наши мечты в реальность, когда мы наблюдаем успехи наших детей, большие или совсем незначительные. Мы очень ценим ваши старания, вашу самоотдачу, вашу заботу, вашу доброту и теплоту. Мы хотим пожелать вам огромнейшего счастья и такого же количества сил, чтобы вы могли продолжать своё сложное и благородное дело. А мы, родители, с радостью вам будем в этом помогать!» - эти слова родителей особенных детей бесценны.