По результатам этого года средний балл ЕГЭ по русскому языку в Чувашии составил 68,94. Показывают ли результаты ЕГЭ реальные знания выпускников, какие технические ошибки могут произойти во время проверки и почему начинать готовиться к выпускному экзамену стоит уже с пятого класса, рассказала Ирина Медведева, учитель русского языка и литературы третьего лицея.
Удобный формат
- Ирина Владимировна, бытует такое мнение, что ЕГЭ проверяет не столько реальные знания, сколько умение решать тесты: если человека «натаскали» на решение определённого формата тестов, то он сможет их решать в будущем почти без ошибок. Получается, что оценка знаний ЕГЭ так необъективна и можно сдать экзамен на хорошие баллы, будучи не слишком грамотным?
- Если брать только тестовую часть, я, пожалуй, соглашусь. Но, к счастью, в формат ЕГЭ включено ещё и сочинение-рассуждение, а там нужна прежде всего грамотность: ребята выражают свои мысли в письменной форме, и волей-неволей они должны делать это грамотно, потому что есть специальные критерии, которые оценивают и орфографию, и пунктуацию, и грамматику, и речь пишущего. Поэтому, на мой взгляд, некоторая объективность в оценке знаний всё-таки присутствует.
- Проще ли сдавать ЕГЭ, чем экзамен по билетам, как было лет 15 назад?
- Сейчас разработчики контрольно-измерительных материалов предлагают ввести устную часть в формат ЕГЭ по русскому языку. Другой вопрос, когда это произойдёт… Но радует, что они понимают то же, что понимают и учителя на местах: устная речь, конечно, к сожалению, остаётся недостаточно развитой в том плане, что у ребёнка нет такой необходимости правильно говорить по-русски, как это было, например, в случае, если он готовился к устному экзамену и должен был отвечать на вопросы билетов.
- В чём, на ваш взгляд, плюсы и минусы формата ЕГЭ?
- ЕГЭ - это удобный формат. Удобный для ребёнка: он сдал ЕГЭ и уже по результатам этих экзаменов поступает, ему не надо дополнительно сдавать какие-то вступительные.
Один из минусов - это неравноценность вариантов: бывают более простые тексты для понимания, бывают посложнее. Некоторые, скажем так, достаточно неоднозначные. Один из позапрошлогодних текстов просто взорвал интернет-сообщество - текст Галины Туз «о жидких людях». Даже взрослый, профессионально подготовленный человек не сразу сможет уловить, о чём там идёт речь, а ребёнку это нужно сделать за ограниченный период времени. А он должен успеть и тестовую часть сделать, и сочинение написать.
Второй момент - технические ошибки. В этом году у нас был такой случай: когда сканировалась работа (а эксперты проверяют только отсканированную версию), не пропечатались знаки препинания. И эксперт проверял то, что он видел. Отсутствие знаков препинания, конечно же, отразилось на количестве баллов за грамотность. После апелляции, разумеется, подняли оригинальные бланки, и вопрос решился, но всё-таки это один из серьёзных технических недочётов системы.
Готовься к ЕГЭ с пятого класса
- Почему сейчас настолько популярно репетиторство? Современная школа не способна дать ребёнку всё, что нужно?
- Вопрос сложный, на эту тему можно рассуждать достаточно долго. Вообще, есть несколько категорий ребят, которые обращаются к репетиторам. Первая - способные, но ленивые. Учителю в современной школе, где в классе сидят, например, тридцать человек, достучаться до каждого очень сложно. А репетитор исполняет роль, можно сказать, надсмотрщика, который силой своей воли, своего характера заставляет ребёнка учиться.
Вторая категория - это те ребята, которым необходим репетитор, чтобы подтянуться. Или же их скорость понимания материала ниже, чем у остальных детей: ведь одному ребёнку достаточно того, что учитель объяснил в течение двух уроков, а другому нужно, чтобы объясняли целую неделю. И в данном случае репетитор выступает как индивидуальный педагог.
- Когда стоит начинать подготовку к ЕГЭ, чтобы добиться лучших результатов?
- Подготовка к ЕГЭ - это работа не одного года и не двух лет. Бытует мнение, что «вот в 11 классе возьмусь за ум, начну работать и получу хорошие баллы». Конечно, такое тоже случается. Но гораздо большая степень уверенности в том случае, если подготовка идёт с пятого класса - не «натаскивание», а именно подготовка. Вот, например, в пятом классе уже начинает изучаться орфоэпия - нормы произношения, ударения, которые впоследствии ребята должны будут знать и применять на экзамене в 11 классе в первых заданиях.
Подготовка к написанию сочинения - это тоже работа не последнего года. Ребята читают на протяжении всех школьных лет, и любое прочитанное ими произведение может оказаться тем самым аргументом, к которому они обратятся на ЕГЭ. Например, вспомнят пушкинского «Дубровского», который изучается по программе в 6 классе. Но это не значит, что «Дубровский» - детское произведение: это классика, это вечные вопросы.
Гоголь со словарём
- Вы работаете в школе уже четырнадцатый год. Как, на ваш взгляд, меняются дети? Правда ли, что современное поколение менее грамотное и начитанное, меньше интересуется жизнью вокруг?
- Насчёт «меньше интересуется жизнью» - нет. Жизнью интересуется, просто это уже другая жизнь, и к чтению, соответственно, тоже изменилось отношение. Раньше книга была и источником информации в том числе. Сейчас источников информации много: даже телевидение вытесняется Интернетом, не говоря уж о книге.
Но меня беспокоит не столько количество, сколько качество книг: если дети и читают, то читают не то, что я бы, например, им порекомендовала. Чаще всего читают развлекательную литературу. Забывают о том, что чтение - это усилие, которое прилагает человек, чтобы духовно развиться, что это не должно быть лёгким процессом.
Сейчас же очень часто берут в руки книгу для развлечения: фэнтези, детективы, так называемые «романы для девочек». Я не говорю, что это плохо: такая литература тоже, конечно, должна быть. Но дело в том, что сейчас этих книг в жизни ребёнка стало больше, чем тех, которые мы называем классикой. В связи с этим у детей формируется и соответствующая жизненная позиция: то, что вызывает какие-то трудности, надо из своей жизни просто убирать. Почему сейчас к классике мало обращаются? Потому что меняется язык: современному школьнику трудно понять, о чём писал тот же Гоголь, без специальных пояснений или обращений к словарю. Есть отдельные фразы, выражения, слова, которые современному школьнику непонятны, и это вполне естественно. Но приложить усилия и заглянуть в словарь не каждый способен.
Понимание того, что чтение не должно быть лёгким, несколько утрачивается, и поэтому меняется качество чтения. Если раньше для чтения выделяли время, то теперь оно совершается так, в промежутке между какими-то делами: на остановке, в транспорте.
Но я хотела бы отметить, что нельзя гнать всех под одну гребёнку: есть ребята, которые, безусловно, читают и сейчас, вопреки всему и несмотря ни на что. Читают и по школьной программе, и сверх школьной программы - и именно классическую литературу. И им нравится! Такие ребята есть, и работать с ними - это огромная радость.
Кстати: в этом году ЕГЭ по русскому языку в Чувашии сдавал 6151 человек. 24,09% учеников получили баллы от 80 до 100. Не справились с экзаменационным испытанием всего 0,59% участников.