Гость редакции - Анатолий Яковлев, доктор экономических наук, профессор Чувашского госуниверситета. В сентябре 2015 года он отметил «служебный» юбилей - 35 лет преподавательской работы. Он всю жизнь посвятил преподаванию экономики, написал более 200 профессиональных работ (5 из которых имеют гриф Министерства образования и науки РФ) и подготовил высококлассных профессионалов в этой области.
Главные составляющие
- Анатолий Егорович, многие считают, что сегодня экономистов хоть «пруд пруди». Да и получить образование не проблема - были бы деньги. Интересно, вы тоже так считаете, или у вас другая точка зрения?
- Действительно, в последнее время в обществе принято считать, что вузы готовят очень много гуманитариев, в том числе экономистов и юристов. С введением рыночных отношений в образовательный процесс вузы начали открывать свои филиалы. Поскольку на подготовку гуманитарных кадров больших материальных затрат не требуется, а нужны только доска, мел и преподаватель, многие вузы превратили это в процесс зарабатывания денег и, по сути, в выдачу дипломов за определенную плату при отсутствии полных знаний у этих студентов. Здесь невозможно вести речь о качестве образования, поэтому особенно в последнее время я часто слышу от работодателей, что нет квалифицированных управленцев, экономистов и бухгалтеров. То есть говорить, что сегодня их «пруд пруди», можно только условно. Наоборот, их не хватает - и даже в условиях сокращения количества предприятий и субъектов бизнеса.
- Нужны ли какие-то особые качества человеку, который выбрал специальность экономиста?
- Наверное, как и для других профессий, главный фактор - это призвание. Будущий экономист должен быть и хорошим гуманитарием - иметь склонность к изучению общественных процессов, а также владеть знаниями в математике и информатике. А в современном мире ещё и как минимум одним иностранным языком. Именно на это мы ориентируем лицеи и гимназии нашей республики, с которыми тесно сотрудничаем.
- Если ставятся такие высокие требования к будущим экономистам, тогда какими же сегодня должны быть преподаватели вуза?
- Преподаватель должен быть универсалом. Например, на магистров сегодня приходят учиться люди из разных профессий: врачи, библиотекари, журналисты и педагоги. Здесь важно, чтобы работал процесс взаимного обогащения. Именно благодаря этому сегодня преподавателям факультета есть, чем гордиться: многие из них в разное время занимали высокие посты в министерствах республики, возглавляли и сегодня руководят многими предприятиями Чувашии. На какое бы крупное предприятие республики я ни заходил, со мной везде здороваются (смеётся), да и в Москве много наших «ярких» выпускников.
На четверть
- Кстати, о Москве. Существует стереотип, что качественное высшее образование можно получить только в Москве. Так ли это?
- Качество образования зависит от трёх составляющих: активного учебного процесса посредством профессионального общения преподавателя и студента на площадке образовательного учреждения. В республике сегодня из более чем двадцати представленных филиалов вузов эффективно функционируют 4-5.
- Тогда благодаря чему эти вузы, которых по пальцам можно пересчитать, добиваются эффективности?
- Я называю это эксплуатацией преподавателей. За последние три года активная нагрузка на преподавателей выросла на 50%, а зарплата не изменилась. Это происходит из-за сокращения штата. В свою очередь, недополучает и пассивная часть образовательного процесса - уменьшается количество контрольных и курсовых работ и так далее. А у преподавателей не остаётся времени для самосовершенствования. Причём преподаватели должны выполнять определённый объём письменных работ в год. А если не сделают - наказывают рублём.
Курс на знания
- Если взглянуть с высоты вашего жизненного опыта, то какое достижение вы считаете самым важным в своей жизни?
- Особых достижений выделить не могу, но уверен, что жизнь прожил не зря. Мне удалось реализовать мечту детства - очень хотелось быть хорошим преподавателем. Поэтому я, не колеблясь, отказывался от многочисленных предложений проявить себя в министерствах и ведомствах республики и даже на федеральном уровне. Немалая моя заслуга в том, что в 90-е годы удалось удержать сильный контингент преподавателей в Чувашском госуниверситете. В развитии факультета я был инициатором открытия новых направлений подготовки кадров, навеянных временем: например, специальности «Муниципальное и городское хозяйство».
- А какие изменения произошли в образовательном процессе за 35 лет вашего преподавания?
- Я имею возможность сравнивать ту систему образования 90-х годов, до развала СССР, и сегодняшнюю. Могу сказать, что по многим направлениями мы сдали позиции в достижении качественных знаний у студентов.
- А что вы можете сказать о злободневном для многих сегодня вопросе о ЕГЭ?
- Сегодня школьная программа ориентирована не на развитие в учениках трудолюбия и наполнение их знаниями, а на натаскивание к ЕГЭ. Эта система не всегда себя оправдывает. Поэтому по моему настоянию на факультете для студентов первых курсов в учебный план были введены дополнительные часы по элементарной математике и русскому языку. Все «новобранцы» также пишут контрольную по математике и диктант по русскому языку. Всех слабых «рекрутов» мы дотягиваем до уровня за счёт бесплатных дополнительных занятий. Опять-таки здесь идёт речь о стимуле преподавателей получить отличный результат и подготовить профессионалов своего дела.