Тепловые сети Чебоксар собираются передать в концессию компании «Т Плюс», которая и так «рулит» половиной городских сетей. Даже общественные слушания собирали, но вопрос, видимо, решённый уже – и компания, и власти «за». Но ведь если компания частная, то она не благотворительностью заниматься будет? Сети обновят за счёт нас, горожан?
Д. Минаев, Чебоксары
Компания «Т Плюс», действительно, имеет все шансы получить в концессию на 25 лет почти 700 км теплосетей Чебоксар – в обмен на программу их капитального обновления с инвестициями около 19 млрд рублей за всё время. Сейчас эти мощности находятся под управлением муниципальных «Теплосетей», но средств на необходимый ремонт изношенных труб у предприятия нет.
Как уравнять потребителей
Сегодня «Т Плюс» уже присутствует в Чебоксарах, отапливая центр и восток города через ТЭЦ-2, в то время как западная часть находится под ответственностью МУП «Теплосеть». Последние, к слову, не так давно управлялись ООО «Коммунальные технологии». Частная компания в своё время тоже взяла коммунальные сети в аренду, но своих обязательств не выполняла, в результате городу пришлось в буквальном смысле отбирать сети через суд. Сами «Коммунальные технологии» в 2019 году и вовсе обанкротились, оставив после себя многомиллионные долги. Для Чебоксар и Новочебоксарска опыт пресловутого государственно-частного партнёрства оказался настолько болезненным, что и новое соглашение, теперь уже с «Т Плюс», вызывает опасения.
На общественных слушаниях технический директор МУП «Теплосеть» Максим Иванов постарался заверить всех, что история не повторится. Договор с «Т Плюс» будет не арендным, а концессионным, его защищает соответствующий федеральный закон. На весь срок соглашения предоставляется банковская гарантия, которую город сможет обналичить, если обещанных инвестиций не будет. А самому концессионеру за неисполнение обязательств, срывы сроков ремонта и так далее будут грозить вполне конкретные штрафы. Во время заключения договора с «Коммунальными технологиями» таких законодательных регламентов и гарантий попросту не было.
Сами же «Теплосети» с объёмами ремонта не справляются: слишком изношенные достались сети, бюджетных денег нет, а необходимый для покрытия всех расходов тариф будет для горожан неподъёмным. Каждый год нужно вкладывать по 490 млн рублей, а получается – только по 190 млн. Тариф для потребителей МУП «Теплосети», к слову, уже на 12% выше, чем для тех, кого отапливает «Т Плюс». При заключении концессии эта разница должна выравняться.
Чья платёжка вырастет
Для рядовых граждан именно тарифы – самый насущный вопрос. На их снижение рассчитывать не приходится. «Т Плюс» обещает, что для жителей западной и южной частей города, которые сегодня отапливает МУП «Теплосети», плата за тепло в ближайшие два года не изменится. А вот для потребителей «Т Плюс» она будет расти. Так постепенно и достигнут пресловутого «выравнивания».
Как сложится на практике, покажет время. Но опыт других регионов показывает, что далеко не всегда у «Т Плюс» всё проходит гладко. В марте этого года в Саратовской области прокуратура уже организовала проверку по факту завышенных начислений платы за отопление и горячую воду саратовским филиалом ПАО «Т Плюс» из-за многочисленных жалоб потребителей. В Ульяновской области с компанией почти три года вело судебные тяжбы местное Управление ФАС по поводу «злоупотребления правом на получение платы за поставленные ресурсы»: поставщик выставлял к оплате объёмы энергии не только по приборам учёта, но и дополнительные, определённые по расчётным формулам.
За ходом концессионного соглашения, подписать которое власти могут уже в начале мая, следят и общественники. Как пояснили «АиФ-Чувашия» в «ЖКХ Контроль», эта тема интересна не только на региональном, но и на федеральном уровне – уж таков масштаб компании.
– Важно понимать, что коммунальщики не могут просто выставить тариф, который им угоден, стоимость единицы коммунального ресурса утверждает Государственная служба по конкурентной политике и тарифам. Ни «Т Плюс», ни другие ресурсники выйти за эти показатели не могут, – поясняет Юрий Куприянов, представитель чувашского регионального центра «ЖКХ-Контроль». – Компании подают в РСТ собственные расчёты затрат на гигакалорию тепла, и специалисты смотрят, насколько эта стоимость обоснована, не включены ли туда дополнительные расходы и так далее. С утверждёнными тарифами можно и нужно ознакомиться на сайте службы по тарифам, и, если в квитанции этот тариф завышен, гражданин имеет полное право обратиться в Жилищную инспекцию и органы прокуратуры.
Кстати
Изношенность сетей дала Чувашии серьёзный скачок коммунальных аварий. За прошедший отопительный сезон 2020-2021 число их выросло в 2,6 раза, а четыре муниципальных образования и вовсе вошли в сезон без паспортов готовности.
Из 437 аварий с сентября по февраль 206 пришлись на систему водоснабжения, 161 – на тепловые сети. Чебоксары и вовсе поставили печальный рекорд: именно здесь произошло 79% всех аварий по теплоснабжению и почти половина происшествий на объектах водоснабжения.