Известный ювелир, народный художник Чувашии, заслуженный художник России Владислав Николаев воскрешает древнее суварское искусство. Художник - этнофутурист Георгий Фомиряков создаёт уникальные полотна на основе древних чувашских традиций.
Сундуки предков
Мастерская Георгия Фомирякова гармонично вписалась в антураж деревни Чиганары. Собственно, выставочные залы с картинами художника, его рабочий кабинет, музей самобытной чувашской культуры стали продолжением родового дома художника.
Георгий Геннадьевич сохранил небольшую деревенскую избу, где жили его предки, и построил на его основе огромное живое пространство – живописную и очень уютную усадьбу. Здесь он живёт вместе с семьёй, занимается творчеством и принимает гостей со всего мира – желающих окунуться в необыкновенный мир, сотканный, как и его творчество из глубинной культуры предков и устремлённый в головокружительное будущее.
Этнофутуризм – так называется направление, в котором работает художник. По его признанию, он занимается тем, что перекладывает язык древних на современный язык:
«Наследие предков – это сундуки, которые таят несметные сокровища и могут нас духовно и материально обогащать. Я «вытаскиваю» из сундуков эти богатства и языком искусства передаю их другим. Вообще, задача художника – создавать новые пространства, открывать неизведанные миры, нести в мир радость и гармонию. Но опираться нужно на ценности, традиции, устои наших предков и потом уже устремляться своими мыслями далеко вперед, в будущее».
Георгий Геннадьевич справедливо считает, что дети, молодёжь не должны забывать древние традиции своего народа, связь поколений непременно должна сохраниться. Огромный интерес к творчеству художника – это и есть убедительное свидетельство того, что национальное искусство может быть основой для современного искусства.
Сакральные символы - уточки
На сегодняшний день Владислав Николаев – один из лучших ювелиров страны. Уникальная особенность его творчества в том, что он создаёт произведения искусства на основе древней чувашской и суварской культуры. Десять лет назад художник получил Государственную премию за создание коллекции «Возрождение суваро-булгаро-чувашского ювелирного искусства».
«Создавая украшения, я использую древние суваро-булгарские технологии – зерни, скани, чернение. Я создаю бухтированные браслеты, серьги-обереги «лунницы», подвески в виде месопотамского креста и гребешка», - рассказал художник.
Одна из последних работ мастера – серебряные и золотые височные серьги с изящными фигурками уточек. А уточки – сакральные для чувашского народа символы.
«По легендам нашего народа уточка на дно моря нырнула, в клюве землю достала и из той земли потихоньку получился остров. На острове том столб стоит, на самой верхушке столба - золотое гнездо. Уточка в нём высиживает яйца, откуда и произошёл наш народ. То есть уточка – одно из самых почитаемых и значимых символов. В X веке изображение уточки в ювелирных украшениях встречалось на территории Волжской Булгарии. В своих работах я стараюсь приблизиться к технологиям древних суварских мастеров, повторяю мельчайшие детали старинных ювелирных изделий», - отмечает Владислав Николаев.
Мастерская художника – это не только место, где он работает. Скорее это огромный музей. Владислав Владимирович много лет занимается коллекционированием – старинных самоваров, царских наград, биноклей, оружия… В его коллекциях уникальные, исторически ценные экспонаты. Например, библия Семёновского полка в бархатном переплёте с позолотой. Или походные бульетки. Или абордажное ружьё 1856 года.
Но самое ценное – это старинные суваро-чувашские предметы, одежда, украшения, в том числе X и XIII веков. Красивые национальные украшения – женские головные уборы, пояса, серьги, браслеты. И художник их не только собирает, он проделывает большую, кропотливую работу по восстановлению и реконструкции предметов национальной культуры.