Примерное время чтения: 6 минут
263

Довоенные Чебоксары. 80-летию Победы посвящается

Вид на центр Чебоксар, 1938 г.
Вид на центр Чебоксар, 1938 г. Чувашский национальный музей

Рассказ о столице республики начала 40-х годов прошлого века открывает серию материалов о Чувашии времён Великой Отечественной войны.

По улочкам города, его довоенной истории нас проведёт дизайнер, краевед, соавтор книги «Чебоксары: виды города за последние 150 лет» Алексей Киров.

Столичные окраины

Если сейчас задаться идеей и обойти пешком весь город Чебоксары вокруг, то это будет не самой простой задачей. Общая протяжённость городской черты Чебоксар составляет 83,3 км, из них по суше — 67 км, а вдоль по набережной Волги — еще 16. Осуществимо, но не за день.

Однако, если бы вы захотели обойти Чебоксары погожим деньком в июне 1941 года, то это было бы не так сложно сделать. Давайте мы мысленно пройдёмся по окраинам довоенной столицы Чувашии.

Город сильно вырос по сравнению с 1920 годом, с момента объявления его административным центром созданной автономной Чувашской области в 1920 году. Прежде всего, выросло население города: было немногим более 5 тысяч, а к началу войны уже перевалило за 40.

Городская черта тоже увеличилась, но не так значительно — росли новые улицы, но ещё продолжала уплотняться дореволюционная застройка города.

На севере граница города была естественная — по Волге. Как, по сути, и сейчас, если не брать в расчёт, что у города есть ещё и большой район Заволжья. Только береговая линия была сильно меньше — с запада заканчивалась примерно уровнем тюрьмы и Введенского собора, с востока — деревней Набережная, сейчас это Волжская улица Чебоксар.

На западе город дорос до сегодняшней улицы Афанасьева. В мае 1940-го здесь, на западной окраине города был построен ипподром, он и являл собой крайнюю западную точку на тот момент.

На юге город рос таким полукругом — начиная от растущей Коммунальной слободы, затем улицы Колхозной (сейчас — Богдана Хмельницкого), далее шёл по краю деревни Усадки или Лакреиха, по посёлку Чапаево, бывшей деревни Будайка, затем — деревня Крутиха и через район Воскресенской горы примыкал к Волге.

На востоке же город был ограничен деревней Набережная. Вокруг Чебоксар располагались обширные поля близлежащих к городу деревень и сами деревни: Заводское-Протопопиха, Рябиновка-Свечкина, Селиванкино, Кошкино, Усадки, Чапаево-Будайка, Кнутиха, Якимово, Набережная.

Театр, гостиницы, буфеты

Построенный в 1939-м и заработавший в 1940-м железнодорожный вокзал и станция Чебоксары были ещё южнее описываемого, примерно в четырёх километрах от центра города. Горожанам к поезду приходилось долго идти пешком или ехать.

Вид на почтамт и парк имени 15-летия Чувашской автономии, 1940 г.
Вид на почтамт и парк имени 15-летия Чувашской автономии, 1940 г. Фото: Чувашский национальный музей

В самом городе к началу войны были Чувашский государственный академический театр в здании около Успенской церкви; Краеведческий музей Чувашской АССР собственно в здании бывшей Успенской церкви; Художественная галерея напротив здания музея; универмаг (сейчас банк «Открытие»); две гостиницы, Дом колхозника и гостиница горисполкома (позднее гостиница «Волга»); один ресторан (позднее «Волга») и с десяток-другой различных столовых, буфетов и кафетериев; два парка — сад имени Крупской и парк имени 15-летия Чувашской автономии.

Асфальт в городе появился в 1933-1934 годах, и то только на центральных улицах, вроде Карла Маркса и Розы Люксембург.

Храмы, заводы и артели

В 1940 году начало работу главное административное здание республики — Дом Советов, стройка которого продолжалась с 1935 года. Туда переехало большинство наркоматов, тогдашних министерств, а здание на улице Чувашской (сейчас Константина Иванова), где ранее размещался Центральный исполком, заняла главная республиканская библиотека имени Максима Горького, сейчас в этом здании филиал Художественного музея.

Примечательно, но в советском городе Чебоксары до 1941 года вполне официально действовали несколько православных храмов: Введенский собор, Воскресенская и не сохранившаяся до наших дней Крестовоздвиженская церкви.

Но город нельзя ещё в полной мере назвать индустриальным — в нём было мало производств, а из более-менее крупных можно назвать кирпичный завод на северо-западе Чебоксар, ликёро-водочный завод неподалеку, кожевенный у современного Московского моста, Милютинский деревообрабатывающий завод за Волгой, древзавод «Крестьянин» у Волги, ниже восточного косогора. Остальные производства были скорее небольшими артелями и мастерскими.

Дом Советов, 1940 г.
Дом Советов, 1940 г. Фото: Чувашский национальный музей

Строительство известного в будущем Чебоксарского производственного объединения имени В. И. Чапаева началось в 1938 году в лесу, к юго-западу от Чебоксар. Тогда оно называлось «Объект № 532», затем «Завод № 320».

Целых два вуза

Столичность городу придавали два автобусных маршрута: № 1 «Пединститут — Кирпичный завод» и № 2 «Кировский посёлок — Авторемонтный завод». В Чебоксарах к началу войны было семь школ, несколько техникумов и три рабфака, рабочих факультета для подготовки к поступлению в вуз: сельскохозяйственный, педагогический и индустриально-технический.

Но самое главное, было уже два высших учебных заведения: педагогический институт, располагавшийся с 1935 года в начале улицы Карла Маркса (сейчас это бывшая первая площадка ЧЭАЗа), и сельскохозяйственный институт на улице Володарского (сегодня это здание «Техноприбора»). На юго-востоке от города, на месте нынешнего Агрегатного завода был, аэродром.

Чебоксары отметили 20-летие Чувашской автономии и 15-летие статуса «столица Чувашской АССР», строили свои планы на будущее, когда вдруг в страну пришла война...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

ТОП 5 ЧИТАЕМЫХ

Самое интересное в регионах