Стремительно, совершенно незаметно, прошёл период Великого поста. Казалось бы, совсем недавно мы только начинали готовиться к началу Святой Четыредесятницы, испрашивали друг у друга прощения, а ныне пребываем в состоянии нескончаемой радости, восклицая друг другу: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».
Проходя период спасительного поприща, каждый из нас в меру своих сил и возможностей готовился к встрече сугубого и величайшего торжества путём изменения в лучшую сторону образа жизни, очищения своих сердец от страстей, греховных привычек, приведения в порядок своего внутреннего духовного состояния через покаяние и воздержание от пищи и увеселений. Без всякого сомнения период поста является душеполезным временем, которое даровано нам Святой Церковью для исцеления своей души и подготовки к встрече главного праздника, без которого тщетной становится христианская надежда – Святой Пасхи – «праздника праздников и торжества из торжеств» (ирмос Пасхального канона).
Основой нашей православной веры являются события, воспеваемого ныне священного и спасительного дня. Глубочайшие смыслы содержит празднуемое торжество. Бесконечная любовь Вседержителя позволила отдать Своего Единородного Сына – Господа нашего Иисуса Христа – ради спасения погибшего человечества. Не по своим заслугам сподобились мы дарованного спасения, но по бесконечной любви Творца к своему творению.
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8), – пишет святой апостол Павел.
Своей искупительной жертвой Сын Божий спас всё человечество от смерти, разорил адские узы и отверз для всех нас райские двери, закрытые грехопадением первых людей. Но как же, спросите вы, человек в нашей жизни всё так же умирает, а ад продолжает существовать? Ответ на этот вопрос замечательным образом преподают нам богослужебные тексты Великой субботы, в которых, в частности, есть слова о том, что «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим» (тропарь канона утрени Великой субботы). Смерть, ад, хотя и продолжают существовать, однако с Воскресением Христа не имеют более власти безусловной и неограниченной над человеком, для которого открывается возможность вечной жизни.
Великий богослов и учитель нашей Церкви святитель Иоанн Златоуст отвечает на этот вопрос следующим образом: «Во многих местах Ветхого Завета найдешь, что переселение отсюда называется смертию и адом. Когда же Христос Бог наш принесен был в жертву и совершилось Воскресение, то человеколюбивый Владыка отменил эти названия и ввел в нашу жизнь новое дивное устройство: переселение отсюда уже называется вместо смерти упокоением и сном» .
С любовью возвещали о Воскресении Христовом святые жёны-мироносицы, с твёрдостью и усердием распространяли весть о восстании из гроба Богочеловека первые ученики Христовы – святые апостолы. «Весна благоухает», видимым образом являя образ победы жизни над смертью. Ныне и мы с глубокой верой в Воскресшего Спасителя мира и искренней надеждой на наше личное воскресение прославляем этот великий день сугубого торжества. Эта искренняя и неподдельная радость ни с чем не может сравниться и никто не в состоянии её у нас отнять.
Люди, приходящие в этот день в храм Божий, чтобы прославить Воскресение Христово, обращают внимание на некую благочестивую суетливость, которая царит в этот ликующий день в церкви. Песнопения праздника отчётливо нам также свидетельствуют об этом: «Богооте́ц у́бо Дави́д пред се́нным ковче́гом скака́ше игра́я», «к све́ту идя́ху Христе́, весе́лыми нога́ми, Па́сху хва́ляще ве́чную» (тропари Пасхального канона).
Наш отечественный писатель Антон Павлович Чехов в своём рассказе «Святой ночью» приводит размышления главного героя о празднике Пасхи, который также подмечает в праздничном богослужении сугубую радость и проистекающую от неё оживленность: «Куда ни взглянешь, всюду огни, блеск, треск свечей... Чтений не полагается никаких; пение, суетливое и весёлое, не прерывается до самого конца… а есть какая-то сплошная, детски-безотчётная радость, ищущая предлога, чтобы только вырваться наружу и излиться в каком-нибудь движении».
Эта активность, живость, весёлость является видимым проявлением нашей глубочайшей радости переживания победоносного дня Воскресения, который празднует как земной мир, так и мир небесный: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый» (тропарь Пасхального канона).
Досточтимые пастыри, боголюбивые монашествующие, дорогие братья и сёстры! Примите мои сердечные поздравления по случаю светлого Христова Воскресения. Желаю, чтобы Пасхальная радость наполнила ваши сердца любовью к ближним и ко всем окружающим. Живите с радостью о Воскресшем Спасителе мира, совершайте благие дела любви и милосердия, столь необходимые сегодня в нашем мире. Проявляйте свою христианскую принадлежность не столько словами, сколько свидетельством от совершаемых дел. Свои ежедневные труды несите ответственно, добросовестно, с благодарностью и любовью. Призываю вас также к сугубой молитве о восстановлении мира, который чрезвычайно нужен всем нам. Будьте в эти пасхальные седмицы щедрыми благовестниками, не стесняясь возвещать о Воскресении Христовом всем, кто встретится в эти праздничные дни на вашем светлом жизненном пути.