aif.ru counter
509

Солнце на спицах. Как проходит велосипедизация Чувашии

В последние несколько лет на дорогах республики можно все чаще увидеть велосипедистов: как «одиночек», так и тех, кто объединяется в велоколонны, становится участником велопробегов. Причём речь идёт не о профессиональных спортсменах, а о любителях, которые не только наслаждаются катанием на велосипеде, но и получают от этого массу других  плюсов.

О том, какие положительные моменты  есть в велодвижении, кому оно полезно и насколько доступно в Чувашии,  мы поговорим с членом Совета Федерации велоспорта Чувашской Республики, председателем центрального совета Чувашской республиканской общественной организации «Велосипедное движение «Солнце на Спицах» Вячеславом Платоновым.

Велосипед - от многих бед

Мария Скворцова «АиФ»-Чувашия»: Вячеслав Яковлевич, прежде всего, хотелось бы узнать, почему именно велосипеды стали вашей страстью? Вы ведь по образованию лингвист, переводчик.

Вячеслав Платонов
Вячеслав Платонов Фото: Из личного архива

 

Вячеслав Платонов: Я по роду своей деятельности много путешествую и работаю за границей. В самых разных странах мира. Там велосипед уже давно почти такой же равноправный вид транспорта, как и автомобиль. Особенно в Европе.

 - Значит, за рубежом давно оценили преимущества этого двухколёсного транспорта. Какие плюсы можно назвать?

- Результатом внедрения велосипедов в повседневную жизнь станет решение многих проблем общества. Возьмем, к примеру, здоровье человека, использующего велосипед в качестве транспортного средства. Это и значительное повышение физической активности, которое, в свою очередь, ведет к снижению сердечно-сосудистых заболеваний, ну и повышению продолжительности жизни. Из «косвенных» плюсов – это разгрузка автодорог, что повлияет на снижение количества ДТП и снизит уровень загрязнения окружающей среды выхлопными газами. Массовое развитие велосипедного движения – это и вклад в развитие экономики Чувашии, ведь при этом могут быть созданы тысячи рабочих мест для обслуживания велосипедной инфраструктуры.

- Как давно и насколько активно развивается ваше велодвижение? Какой посыл вы несёте в массы?

- Как Вы знаете, 2004-й год президентом Чувашии был объявлен Годом здорового образа жизни. Именно тогда мы решили создать клуб велосипедного туризма под названием «Солнце на спицах». За дату основания взяли 18 июля - день рождения почётного президента клуба Чекменёва Михаила Степановича, ветерана Великой Отечественной войны, велосипедиста, который объездил весь СССР и участвовал в сотнях соревнований. Кстати, в этом году ему исполнилось 93 года и он все еще крутит педали.

С каждым годом наш клуб расширялся: приходили новые люди и идеи развития. Мы стали понимать, что «выросли из своих штанишек» и готовы организовывать мероприятия в городском и республиканском масштабах. Так, в 2013 году мы официально зарегистрировали нашу организацию. Главная наша цель - изменение менталитета людей, осознание ими того, что велосипед в некоторых случаях может быть лучше автомобиля, особенно для поездок на небольшие расстояния. Наш посыл совпадает с призывом жителей Копенгагена: «Давайте сделаем велосипед основным транспортным средством для всех городов всего мира!»

велопробег
велопробег Фото: https://gov.cap.ru/

Мы не изобретаем велосипед - мы на нём ездим

- Какие проекты вам удалось реализовать? Много тех, кто хочет крутить педали вместе с вами?

-  За последние 10 лет профессионалы, ветераны и любители велоспорта объединились и стали проводить веломероприятия совместными усилиями.

В позапрошлом, 2014 году на очередном Осеннем балу велосипедистов Чувашии – на вечере подведения итогов велосезона, мы отметили 40-летие развития велоспорта Новочебоксарска и 10-летие велодвижения «Солнце на Спицах», куда были приглашены сотни ветеранов и любителей велоспорта. А в прошлом году велосезон начался 12 апреля с «пасхально-космического» велопробега в село Шоршелы в честь Дня космонавтики, который совпал с Пасхой. А основное открытие велосезона в республике происходит, как правило, в Чебоксарах массовым стартом, где участвуют тысячи велолюбителей. Стало уже традицией (с 2005 года), что накануне Дня Победы мы совершаем двухдневный 200км велопоход в Аликовский район, где встречаемся с ветеранами и школьниками, возлагаем цветы к памятникам павшим на войне воинам и сажаем деревья.

Много желающих участвовать в тематических велопробегах, как, например, ВелоНочь «Нарспи» - от музея к музею», организованный в День музеев. Велопробег «Дорогой космонавта Андрияна Николаева» от Шоршел до Мариинского Посада проводится с 2011 года администрацией района, а велопробег «В гости к Андрияну» в Шоршелы из Новочебоксарска проводится накануне дня рождения А.Николаева в начале сентября (ежегодно, с 2004 года). Количество участников зависит от погоды и настроения (улыбается). Иногда их число достигает двух тысяч человек, но в среднем около сотни, полутора или двухсот. Хотя, активным участникам велодвижения и дождь не помеха: 9 июля сего года мы заложили традицию велопробега «Памяти Андрияна Николаева» и доехали до Шоршел, несмотря на проливной дождь, ведь память нельзя отменить…Нас пригласил Александр Тукмаков, директор музея космонавтики, на шюрбе – любимое блюдо Андрияна. Отныне этот велопробег будет проводиться 3 июля, в день упокоения нашего знаменитого земляка,  и мы надеемся, что он станет традиционным.

Мы не ставим рекорды по пройденному расстоянию, не это главное. Важна идея, расширение своего кругозора, знакомство с местными музеями, достопримечательностями, общение с интересными людьми.

- Жаль, что климат нашего региона не позволяет продлить велосезон. Уверена, что у вас уже есть идеи для новых масштабных проектов…

- Да, и зимой мы катаемся на велосипедах. А планы у нас грандиозные, и работа уже идёт. Мы в этом году стали победителями международного открытого конкурса «Православная инициатива 2015-2016» с проектом под названием «Солнце на Спицах» - на пути к Храму». Всего на конкурс было подано 1370 заявок из России, стран СНГ и дальнего зарубежья, а одобрено всего 336, среди них – два проекта из Чувашии.

Нам интересна история православия Чувашии, связанная с трагическими страницами истории республики, когда под репрессии попали также и священнослужители, и с 1918 по 1947 год таковых было около 500 человек. В ходе велопробегов по районам республики мы посещаем церкви, храмы и монастыри, собираем материал для создания электронного путеводителя. Популяризируя велосипед, мы хотим показать, что на нем можно проехать сотни километров, что велолюбители – это люди нового мышления, которые выступают за сохранение экологии и реально демонстрируют здоровый образ жизни.

Вячеслав Платонов
Вячеслав Платонов Фото: https://gov.cap.ru/

С начала года мы уже побывали в Мариинско-Посадском, Чебоксарском, Аликовском и Вурнарском районах. Во время последнего велопробега под названием «От часовни к Храму» мы стартовали от часовни Георгия Победоносца в Новочебоксарске, а финишировали у храма под таким же названием в Вурнарах. По задумке проекта 12 велосипедистов олицетворяют 12 апостолов, а с ними едут их ученики и последователи. В конце года по итогам реализации этого проекта будут созданы веломаршруты для туристов, которые смогут посещать известные храмы республики на велосипеде, проезжая интересными и безопасными маршрутами. Ещё один интересный велопробег под названием «Чебоксарский велозвон – на велосипеде к Храму» запланирован на 13 августа, накануне Дня города, а маршрут пролегает по всем районам города, где находятся церкви, храмы и монастыри. Стартуем от Свято-Троицкого монастыря на берегу Волги в Чебоксарах.

- Так кто эти активные люди, которые участвуют в ваших проектах? Как обеспечивается безопасность участников велопробега?

- Участники наших веломероприятий в основном едут на своих велосипедах и в своей велоэкипировке (велошлем - главный атрибут безопасности велосипедиста). Наши велоколонны сопровождают сотрудники ГИБДД и медики. Участником велопробега может стать любой желающий в возрасте от 14 лет (до 14 лет дети участвуют только с родителями), который уверен в своих силах.

велопробег
велопробег Фото: https://gov.cap.ru/

- Можно ли сказать, что вы приложили руку к многокилометровым велодорожкам, которые появились в Чебоксарах?

Фото: «АиФ»-Чувашия»

 

- В какой-то степени, да. Мы участвовали в обсуждении проекта велодорог в городе, контролировали ход их прокладки, давали рекомендации. К сожалению, не все замечания  были учтены дорожными строителями и кое-где велодорожки не вполне соответствуют строительным нормам и правилам. Надеемся, что в ближайшие годы появится больше таких безопасных зон для пешеходов и велосипедистов и желающих пересесть с автомобиля на велосипед будет с каждым годом все больше.

- Значит, чиновники вас поддерживают. Хватает этой поддержки?

- Да, мы стараемся активно взаимодействовать с властями. В прошлом году мы подготовили проект «Велосипедизация Чувашии» на получение субсидии за счет денег, поступивших в республиканский бюджет для социально-ориентированных НКО. Это станет первым этапом пятилетнего плана развития велосипедного движения и создания велосипедной инфраструктуры с учетом генерального плана развития городов. К сожалению, в число победителей того республиканского конкурса мы не попали, не хватило всего лишь двух баллов. 

В будущем планируем также привлекать средства спонсоров и средства от предпринимательской деятельности для закупки светоотражающих жилетов для всех участников веломероприятий (безопасность), создания фирменного стиля организации (экипировка, флаг и эмблема и т.п.).

Фото: https://gov.cap.ru/

«Велокороли» и «велокоролевы»

- А как быть тем, кто считает себя единомышленником вашей организации, но ещё не умеет кататься на велосипеде?

- Как раз в рамках того конкурсного проекта мы предусматривали приобретение спортивного инвентаря, аренду помещения для установки тренажеров и проведения занятий в Школе езды на велосипеде «Ну, поехали!».

- Вы ограничиваетесь велосипедизацией городов республики или все же на велосипеды надо бы пересесть (с автомобилей) всем жителям Чувашии?

- Конечно, на велосипеде кататься всем показано (улыбается). Среди участников велодвижения имеются не только пожилые, но и люди с ограниченными возможностями, как, например, Владимир Николаев из Цивильска, он крутит педали только одной левой ногой. Хотелось бы помочь и другим таким же волевым людям из общественной организации «Свобода» и спортивно-адаптивной школы г.Чебоксары. «Солнце на Спицах» планирует привести в движение велолюбителей всех районов республики, взаимодействуя с администрациями, общественными организациями, учебными заведениями и бизнес-структурами. Мы, конечно же, поощряем самых активных членов нашего движения благодарностями и дипломами, а также присваиваем им звания «велокоролей» и «велокоролев».

"велокороль" и "велокоролевы" Фото: https://gov.cap.ru/

Вот на днях в Чебоксарах открылся Центр олимпийской подготовки по велоспорту-маунтинбайку. Такой центр станет отличным подспорьем для начинающих и профессиональных велоспортсменов. Хочется, чтобы вернулось время, когда (ещё при СССР) весь пьедестал почёта соревнований по велоспорту занимали чувашские спортсмены.

Кстати, «Солнце на Спицах» также рассматривает возможность проведения тематических велопробегов. Хотелось бы провести тусовку – вечер знакомств на Чебоксарском заливе, сидя на велосипеде и участвуя в различных конкурсах по примеру «Велодевичника» в Самаре, где участницы катались по городу в юбках и на каблуках, демонстрируя велосипед не только как спортивный снаряд, но и удобное средство передвижения. Дело в том, что велосипед может выступить еще и …средством воспитания, когда при виде вело-девушек ребята просто преображаются и стараются показать свои лучшие качества, становятся вежливыми и галантными. К сожалению, мало еще в наших рядах девушек на велосипедах, слишком уж опасно ездить на них в существующих городских условиях.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество