Тайна второго имени. Глава Союза чувашской молодежи о возрождении традиций

Досье:
Олег Цыпленков родился 3 октября 1959 г. Окончил факультет русской филологии Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева по специальности «Русский язык» (1982 г.). Председатель Союза кинематографистов Чувашской Республики. Почётный председатель Союза чувашской молодёжи «Сувар».
   
   

Многие верят, что имя человека в какой-то степени определяет его судьбу. В культуре каждого народа к выбору имени относятся очень ответственно.

О том, какие имена существуют в чувашской культуре и каким образом можно получить в наше время второе национальное имя, рассказал Олег Цыпленков, почётный председатель Союза чувашской молодёжи «Сувар».

Языческая традиция

Юлия Кудряшова, «АиФ»-Чувашия»: Откуда такая традиция - давать людям чувашские имена?

Олег Цыпленков. Фото: Из личного архива

 

Олег Цыпленков: У чувашей существует стародавняя традиция давать ребёнку два имени. Одно имя знали все. Второе - только родители. Есть поверье, что если дьявол будет искать человека с двумя именами, то не найдёт. Я подумал, что это может стать доброй традицией нашего союза. Чтобы вступить в Союз чувашской молодёжи «Сувар», нужно принять чувашское имя. Но это не значит, что для того, чтобы принять второе имя, нужно вступить в ряды чувашской молодёжи. С нами ездят люди, которым просто интересна чувашская культура и история. Некоторые поначалу воспринимали обряд принятия второго имени как смену религии, были и его противники. Здесь я сразу говорю, что вопроса религии этот обряд совершенно не касается. Религию никто не меняет. Это дань древним чувашским традициям.

- Как получить чувашское имя?

   
   

- Раньше по чувашским традициям имя ребёнку давали на седьмой день после рождения. В этот день приглашали всех родственников.

На столе обязательно были свежеиспечённый хлеб, творог, каша, варили пиво, резали барана - обрядовая пища. Обряд проводил самый уважаемый человек в деревне, старейший. Он спрашивал у родителей, какое имя они хотят дать ребёнку, или предлагал имя сам. Ребёнку выбирали «пысăк атте» и «пысăк анне», в православии это крёстные отец и мать. По обряду ребёнка передавали через стол его крёстным родителям.

Во время наречения ребёнка именем в четыре угла комнаты бросали хлеб. Старейший благословлял ребёнка. Считалось, что слова, сказанные им, обязательно сбудутся. Поэтому желали добра, успеха, здоровья. Если это был мальчик, то чтоб был годен для службы в армии, если девочка - чтобы была видной невестой.

Обряд принятия имени проходит вечером либо у памятного столба, либо у родника, либо около костра. Вступая в ряды членов «Сувар» или просто принимая второе имя, юноши и девушки дают в произвольной форме клятву чтить чувашские традиции, изучать историю народа, озвучивают имя, которое принимают, просят соратников называть по нему. Самым первым имя принял я. Мне дали имя Ултияр, что переводится с чувашского как предводитель. 

На удачу

- И крёстных родителей выбирают?

- Перед принятием имени молодые люди выбирают себе «пысăк атте» и «пысăк анне». Затем они втроём, взявшись за руки, совершают круг по солнцу вокруг столба или костра. После того как этот ритуал совершит каждый желающий принять имя, все становятся в один большой хоровод и совершают ещё два круга под песню «Алран кайми» (пер. бесконечный). Всего они совершают три круга. Обряд принятия второго имени на этом завершается.

Обряд принятия имени проходит либо у памятного столба, либо у родника, либо около костра. Фото: Из личного архива

- Расскажите, как правильно выбрать себе чувашское имя?

- Ещё в 1906 году Магницкий выпустил книгу «Чувашские языческие имена». Там собрано около десяти тысяч имён с их значениями. Незаменимым помощником может стать и Интернет. А вообще, по именам можно проследить всю историю чувашского народа. Можно встретить чувашские имена и с русскими, и с исламскими корнями, есть даже иранского и кавказского происхождения. Если меня просят помочь в выборе, я спрашиваю, как звали в народе дедушку, например. В деревнях у каждого человека есть дополнительные прозвища. Меня звали Олег Чӗпе (пер. цыплёнок), например.

Молодёжь подбирает себе имя, чтобы звучало красиво. Люди постарше уже подбирают имена по характеру, по роду деятельности. С нами вместе выезжает много участников фольклорных коллективов, они выбирают голосистые имена: Чӗкеç (пер. ласточка), Шăпчăк (пер. соловей). Популярные мужские имена Атнер, Этнер, Кашкăр, Тимӗр, Аçтахар. Пинерпи, Нарспи, Илемли, Синерпи - очень красивые и звучные женские имена.

«Крепкий, как дуб»

- Сейчас редко встретишь человека с таким необычным именем. Когда чуваши перестали называть детей национальными именами?

- После христианизации чувашского народа национальные имена стали забываться, им на смену пришли другие имена. Хотя и русские имена очувашивались. Александра, например, среди своих звали Сашук. Таких примеров много. В советские времена было трудно получить свидетельство о рождении с чувашским именем. В отделе ЗАГС предоставляли список имён, которые можно дать ребёнку, среди них чувашских не было.

Чувашские женщины-христианки иногда всё же давали своим детям национальные имена. Моя бабушка была очень верующей, грамотной, что было редкостью для того времени, из богатой семьи. Её дети погибали в раннем возрасте. Отчаявшись, пятому ребёнку, мальчику, она дала имя Юман (дуб), чтобы ребёнок был таким же крепким. Он выжил. Есть одна мудрость у чувашского народа. Если дети погибают в младенчестве, то следующему нужно дать чувашское имя, тогда его будут оберегать чувашские боги, и он выживет.

Чувашский обряд имя наречения. Фото: Из личного архива

Этому можно верить, а можно и нет. Как-то на одном торжестве я познакомился с пожилой женщиной. Её имя было Чӗкеç (пер. ласточка). Я спросил у неё, сколько до неё погибло детей у её родителей. Она была очень удивлена и рассказала, что, действительно, до неё погибло двое детей, после чего ей дали такое имя. 

Давая имя ребёнку, часто выбирали тотемных животных, чтобы наделить ребёнка его качествами, для мальчиков это Юман («крепкий, как дуб»), Арăслан («смелый, отважный, как лев»), Упа («могучий, как медведь»), Аçтахар («сильный, как дракон»).

- Олег Михайлович, как вы считаете, можно ли возродить интерес к национальным именам сегодня?

Чувашский обряд имя наречения. Фото: Из личного архива

- Многие члены нашего общества дают официально своим детям чувашские имена. Мой товарищ назвал своего сына Атнер. Другой товарищ назвал своего сына Атилла. Возникают определённые вопросы при крещении. В христианстве часто нет таких имён. Хотя и тут можно обнаружить иногда схожие имена.

Так, мы узнали, что в Древнем Риме был мученик Аттил. Ребёнка крестили его же именем. Примеров, когда детям дают чувашские имена, становится всё больше. У моих внуков христианские имена, на этом настояли их родители. В семье же я зову их Азамат и Атилла. Чем старше они становятся, тем больше им нравятся их вторые имена. Даже в детском саду одного из них уже все называют Азаматом. 

- Интересно узнать, что кроется за замысловатыми именами? 

- Имя Азамат является исконно чувашским, хотя и у татар, и у башкир есть такое имя. Это имя можно расшифровать как «асамлă атте», что переводится как «таинственный или волшебный отец», а это есть Бог. В Грузии есть гора Арамази. Согласно чувашскому эпосу богатырь Улып жил именно около этой горы. Когда его окружили враги, уйти ему помог кузнец по имени Азамат. Он сковал для Улыпа мост от Кавказа до Волги.

По этому мосту и ушёл Улып вместе со своим народом. В чувашском языке радуга это «азамат кӗпере» (пер. мост Азамата). Имя Нарспи означает «рождённая в феврале», Нарпи - «солнцеликая», Пинерпи по-чувашски расшифровывается «пин хӗртен эсӗ пӗрри», что переводится как «единственная из тысячи девушек», Ахах Пи - «бриллиантовая» девушка. Чувашские имена не только красивые и звучные, но и своим значением оказывают влияние на судьбу человека.

Кстати,
Союз чувашской молодёжи «Сувар» существует с 1992 года. Союз ставит своей целью и задачами пропаганду чувашского языка, культуры, традиций. Ведёт свою работу по сохранению и развитию чувашской культуры.